И́ШТАР
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
И́ШТАР (аккадское – Инанна, шумерское – Иннин), главное женское божество месопотамского (шумеро-аккадского) пантеона, богиня плодородия, любви, войны и распри, в астральном плане – олицетворение планеты Венера. Имя И. происходит от семитич. термина «астар», который у разных групп семитоязычных народов означал либо «богиня», либо «бог». И. именовалась «госпожой неба и земли», «госпожой небесного света», «госпожой стран», «госпожой воинств» и др. По-видимому, И. приписывали и дар целительства. Напр., статую И. Ниневийской царь Митанни Тушратта в 14 в. до н. э. прислал на время в Египет Аменхотепу III для излечения какого-то недуга, которым тот страдал. Женщины уповали на помощь И. при родах. Генеалогия И. и её место в пантеоне связаны со многими богами. Культ её, возможно, восходит к культу Ишхары, более древней богини с аналогичными функциями, чьё имя имеет ещё дошумерское происхождение. Кроме того, со времени III династии Ура (кон. 3-го тыс. до н. э.) известен культ аккадской богини Нанайи, которая по своим функциям близка И. и, может быть, является её ипостасью, продолжавшей свою жизнь в ахеменидское и эллинистич. время и пользовавшейся признанием не только в Месопотамии, но также в Сирии и Иране. В регионе восточно-средиземноморского побережья И. почиталась под именем Астарты. Образ И. оказал влияние на культы плодородия у хурритов, хеттов и др. И. также стала почитаться в Египте со времени Нового царства (сер. 16 – 3-я четв. 11 вв. до н. э.), в Мемфисе ей было построено святилище. В самой же Месопотамии центром культа Инанны-И. был г. Урук, где обряды и празднества в честь богини носили оргиастич. характер. Храмы И. находились и во многих др. городах Месопотамии: Уре, Исине, Аккаде, Мари, Ниппуре, Нузи, Ниневии, Арбеле, Ашшуре. В храмах И. для служения и празднеств в её честь содержались жрицы, блудницы, евнухи, а также певицы, танцовщицы и музыкантши. Символ И. – восьмиконечная звезда или многолепестковая розетка. Её священные животные – пантера и лев, она нередко изображалась стоящей на спинах этих животных. Скульптуры и рельефы представляют И. по-разному: крылатой, иногда четырёхкрылой, обнажённой с подчёркнутыми половыми признаками, в длинном одеянии, но с обнажённой грудью, с сосудом с льющейся водой, с атрибутами воительницы, ведущей на верёвке пленных, и др.
Согласно местным гор. традициям, Инанна-И. в Уре считалась дочерью Нанны (Сина), сестрой Уту (Шамаша) и Эрешкигаль, богини загробного мира; в Ашшуре – дочерью и супругой верховного бога Ашшура; в Уруке – бога Ана [Ану(м)]; с возвышением культа Энлиля – его дочерью. В роли мужа Инанны-И. иногда фигурирует Забаба – бог-покровитель Киша, но в большинстве мифов – бог-пастух Думузи. В качестве сына И. упоминается бог-воитель Шара из г. Умма. Нередки были теофорные имена, включающие имя богини: наместник Мари Пузур-Иштар («Тайна Иштар»), царь Исина Липит-Иштар («Прикосновение Иштар») и др.
Инанна-И. стала одним из центр. образов мифоэпич. творчества народов Месопотамии, формирование которого началось в Шумере, в связи с чем б. ч. мифов посвящена Инанне. Особенно обширен цикл мифов об Инанне и её супруге Думузи, ставший основой для ритуала «священного бракосочетания». В шумерских и аккадских вариантах получил развитие миф о Гильгамеше и небесном быке: в отместку герою, отвергшему любовь И., богиня насылает на Урук чудовищного быка, которого тот всё же побеждает. В шумерских и аккадских вариантах сохранился самый популярный миф о нисхождении Инанны-И. в преисподнюю. Причём в шумерском варианте Инанна спускается в загробный мир из желания оспорить и обрести власть у своей сестры, царицы этого мира, но, будучи побеждена ею, право вернуться на землю обретает ценой «замены» себя своим супругом Думузи, который отныне полгода должен проводить в царстве мёртвых, а др. полгода – на земле. В аккадской версии мифа И. спускается в загробный мир для спасения безвременно погибшего супруга и после мучительных испытаний добивается его возвращения через каждые полгода на землю. Именно этот миф лёг в основу представлений о смене времён года, об умирающем и воскресающем боге.