Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИШИ́ЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 253

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Бородатова; Г. В. Дзибель (социальная структура)

ИШИ́ЛИ (са­мо­на­зва­ние – ишиль, ixil), на­род груп­пы майя на за­па­де Гва­те­ма­лы. Жи­вут на се­ве­ре гор Сьер­ра-де-лос-Ку­чу­ма­та­нес (деп-т Ки­че). Де­лят­ся на 3 груп­пы – в му­ни­ци­па­ли­те­тах Не­бах, Ча­хуль и Ко­цаль. Численность 95,3 тыс. чел. (2002, перепись). Го­во­рят на язы­ке ишиль ма­мей­ской груп­пы майя язы­ков. Пись­мен­ность на лат. ос­но­ве, ко­цаль­ское на­ре­чие пре­по­да­ёт­ся в на­чаль­ной шко­ле. Рас­про­стра­нён так­же исп. яз. Ок. 80% – ка­то­ли­ки, ос­таль­ные со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния.

Индеанка ишиль.

С 10 в. И. Небаха, Чахуля и Коцаля имели раннегосударств. образования, в 15–16 вв. платили дань киче. Тра­диц. куль­ту­ра луч­ше все­го со­хра­ни­лась в Ча­ху­ле, бо­лее все­го ут­ра­че­на в Не­ба­хе. Ти­пич­на для ин­дей­цев Ме­зо­аме­ри­ки. И. за­ни­ма­ют­ся руч­ным под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем (ку­ку­ру­за, фа­соль, ого­род­ные и са­до­вые куль­ту­ры, на про­да­жу – ко­фе, хло­пок), по­сле исп. за­вое­ва­ния – ир­ри­га­ци­он­ным па­шен­ным зем­ле­де­ли­ем в до­ли­нах рек. Со­хра­ня­ют­ся руч­ное тка­че­ст­во, гон­чар­ст­во, резь­ба по де­ре­ву и кам­ню и др., эле­мен­ты тра­диц. оде­ж­ды (жен­ская – длин­ная за­паш­ная юб­ка, бе­лый уи­пиль дли­ной до ко­лен с тка­ным гео­мет­рич. ор­на­мен­том, в осн. крас­ным, яр­кий пла­ток на пле­чах или сло­жен­ный на го­ло­ве; муж­ская – тка­ный цвет­ной по­яс, яр­кий шей­ный и го­лов­ной пла­ток), де­ле­ние по­се­ле­ния на 4 квар­та­ла, по­ли­ги­ния, от­ра­бот­ка за не­вес­ту и вре­мен­ная мат­ри­ло­каль­ность бра­ка, ми­фо­ло­гия, фольк­лор, ша­ман­ст­во и зна­хар­ст­во, куль­ты пред­ков, гор, кре­стов, бо­гов до­ж­дя и пло­до­ро­дия, ро­до­вые свя­ти­ли­ща; в боль­шей сте­пе­ни, чем у др. майя, – зна­ние ас­т­ро­ло­гии и древ­не­го ка­лен­да­ря; па­лом­ни­че­ст­ва на Но­вый год к свя­щен­ной го­ре близ Ча­ху­ля со­про­во­ж­да­ют­ся ку­ре­ния­ми и жерт­во­при­но­ше­ния­ми. Ха­рак­тер­но от­сут­ст­вие рас­про­ст­ра­нён­ных в Ме­зо­аме­ри­ке пред­став­ле­ний о жи­вот­ных – ду­хах-хра­ни­те­лях че­ло­ве­ка. Су­ще­ст­ву­ют вы­бор­ные жре­цы (глав­ный – в Не­ба­хе), про­ри­ца­те­ли, ри­ту­аль­ные брат­ст­ва (ко­фра­дии). Ро­до­вые объ­еди­не­ния от­сут­ст­ву­ют, за­мет­ную роль иг­ра­ют ри­ту­аль­ное род­ст­во и пат­ро­наж. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва ли­ней­ная в по­ко­ле­нии ро­ди­те­лей и ге­не­ра­ци­он­ная в по­ко­ле­нии Эго. Сиб­лин­ги клас­си­фи­ци­ру­ют­ся по от­но­сит. воз­ра­сту и от­но­сит. по­лу. Вы­де­ля­ют­ся ре­фе­рен­тив­ные и во­ка­тив­ные тер­ми­ны. Тер­ми­ны род­ст­ва упо­треб­ля­ют­ся толь­ко с по­ка­за­те­ля­ми при­тя­жа­тель­но­сти.

Лит.: Lincoln JS. An ethnological study on the Ixil indians of the Guatemala highlands. Chi., 1945; Colby B. N., Berghe P. Ixil country. Berk., 1969; Colby B. N. The anomalous Ixil. Bypassed by the Postclassic? // American An­tiquity. 1976. Vol. 41. № 1; Nachtigall H. Die Ixil: Maya-Indianer in Guatemala. B., 1978; Colby BN., Colby LM. The daykeeper, the life and dis­course of an Ixil diviner. Camb. (Mass.), 1981.

Вернуться к началу