Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЮНКЕ́РК

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 483-484

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Ачкасова, П. П. Черкасов
Дюнкерк. Вид центральной части города.

ДЮНКЕ́РК (франц. Dunkerque, от флам. Duinkerke – цер­ковь в дю­нах), го­род на се­ве­ре Фран­ции, в ре­гио­не Нор-­Па-­де-­Ка­ле, деп-т Нор. Нас. 71,1 тыс. чел. (2007; в аг­ло­ме­ра­ции ок. 200 тыс. чел.). Рас­по­ло­жен на бе­ре­гу Се­вер­но­го м., близ гра­ни­цы с Бель­ги­ей. Круп­ный мор. порт (гру­зо­обо­рот 56,6 млн. т и 206 тыс. кон­тей­не­ров ДФЭ, 2006; 3-е ме­сто в стра­не по­сле Гав­ра и Мар­се­ля). Ж.-д. узел (в т. ч. вет­ки вы­со­ко­ско­ро­ст­ных по­ез­дов на Лилль и Ка­ле); узел внутр. вод­ных пу­тей.

По од­ной вер­сии, Д. был ос­но­ван в 960 гра­фом Флан­д­рии Бол­дуи­ном, по дру­гой – в 1183 гра­фом Флан­д­рии Фи­лип­пом Эль­зас­ским на мес­те ры­бац­ко­го се­ле­ния, впер­вые упо­ми­нае­мо­го в 1067. В 1218 или в 1233 по­лу­чил гор. пра­во. Раз­ви­вал­ся как центр мор. тор­гов­ли и ры­бо­лов­ст­ва. В пе­ри­од Сто­лет­ней вой­ны 1337–1453 за­хва­чен и раз­ру­шен анг­ли­ча­на­ми (1383). В 1384 вме­сте с Флан­д­ри­ей ото­шёл к Бур­гунд­ско­му гер­цог­ст­ву. В 1405–06 ок­ру­жён кре­по­ст­ной сте­ной. С 1477 во вла­де­нии Габс­бур­гов. В пе­ри­од Ни­дер­ланд­ской ре­во­лю­ции 16 в. при­сое­ди­нил­ся к вос­ста­нию про­тив исп. гос­под­ства (1579). В 1583 взят исп. вой­ска­ми (стал ба­зой исп. ка­пе­ров), в 1646, 1658 за­хва­ты­вал­ся франц. ар­ми­ей. В 1658 ото­шёл к Анг­лии. В 1662 вы­ку­п­лен у неё Лю­до­ви­ком XIV и окон­ча­тель­но при­сое­ди­нён к Фран­ции. В по­сле­дую­щие го­ды пре­вра­щён в мощ­ную кре­пость (строи­тель­ст­вом ук­ре­п­ле­ний ру­ко­во­дил С. Ле Претр де Во­бан). В кон. 17–18 вв. Д. – ба­за франц. ка­пе­ров. По ус­ло­ви­ям Ут­рехт­ско­го ми­ра 1713 его ук­ре­п­ле­ния и порт бы­ли час­тич­но раз­ру­ше­ны; пол­но­стью вос­ста­нов­ле­ны при Лю­до­ви­ке XV. В 1794 Д. вы­дер­жал оса­ду брит. ар­мии, дей­ст­во­вав­шей при под­держ­ке фло­та. В 1850 порт в Д. был зна­чи­тель­но рас­ши­рен. В го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны го­род по­стра­дал от ар­тил­ле­рий­ских об­стре­лов герм. ар­мии. В пе­ри­од 2-й ми­ро­вой вой­ны че­рез Д. эва­куи­ро­ва­лись в Ве­ли­ко­бри­та­нию брит. вой­ска, часть франц. и бельг. войск (см. Дюн­керк­ская опе­ра­ция 1940). По­сле ок­ку­па­ции гит­ле­ров­ской Гер­ма­ни­ей в июне 1940 Д. – один из уз­ло­вых пунк­тов в сис­те­ме ук­ре­п­ле­ний герм. «Ат­лан­ти­че­ско­го ва­ла». Гар­ни­зон Д. ка­пи­ту­ли­ро­вал пе­ред вой­ска­ми со­юз­ни­ков 9.5.1945.

Сре­ди дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей: т. н. Баш­ня лже­ца (15 в.), ча­сов­ня Нотр-Дам-­де-­Дюн (15 в.), ц. Св. Эди­гия (15–16 вв., ко­ло­коль­ня выс. 58 м, нео­го­тич. фа­сад – 1887–89), ос­тат­ки фор­ти­фи­ка­ци­он­ных со­ору­же­ний в пор­ту, зда­ние мэ­рии (нач. 20 в.) и др. Па­мят­ник пи­ра­ту Ж. Ба­ру (1847, скульп­тор Да­вид д’Анже). Ис­то­рич. центр го­ро­да вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия. Гл. кам­пус Ун-та По­бе­ре­жья. Му­зеи: изо­бра­зит. ис­кусств, совр. ис­кус­ст­ва, пор­та Д. Еже­год­но про­во­дит­ся кар­на­вал (фев­раль – ап­рель).

Ос­но­ва эко­но­ми­ки го­ро­да – об­слу­жива­ние пор­то­во­го ком­плек­са. Д. – круп­ней­ший во Фран­ции порт по вво­зу руд ме­тал­лов (13,1 млн. т, 2005), уг­ля (8,8 млн. т), фрук­тов, а так­же по вы­во­зу ста­ли, са­ха­ра; за­ни­ма­ет 2-е ме­сто в стра­не (по­сле Гав­ра) по объ­ё­му то­ва­ро­об­ме­на с Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей. Д. – круп­ный ло­ги­стич. центр (пред­став­ле­ны иностр. ком­па­нии «ConHexa», «Dunfrost», «Dun­fresh», «Ba­nalliance», «MGF Logisti­que», а так­же под­раз­де­ле­ния «A. P. Moller-Mærsk Gro­up» – «Mærsk Logistics», «Mærsk Sea­land»). Ве­ду­щая от­расль пром-сти – ме­тал­лур­гия и ме­тал­ло­об­ра­бот­ка (ок. 50% за­ня­тых в ин­ду­ст­ри­аль­ном про­из-ве). Осн. за­во­ды: «Arcelor-Mittal Dun­ker­que», «Ascometal» (вы­плав­ка ста­ли), «GIS-­In­dustrie» (про­из-во про­ка­та), «Euro­pi­pe» (тру­бы для неф­те-, га­зо- и во­до­про­во­дов), «Alcan» (вы­плав­ка алю­ми­ния), «Ball Pa­ckaging», «Re­xam Beverage Can S. A. S.» (ме­тал­лич. та­ра). Раз­ви­то хи­мич. про­из-во (осо­бен­но про­дук­ты ор­га­нич. хи­мии); неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щие за­во­ды «To­tal Raf­fi­na­ge Distribution» и «So­ci­é­té de la Raf­fi­nerie de Dunkerque», «Po­li­me­ri Europa» (про­из-во эти­ле­на, про­пи­ле­на и по­ли­эти­ле­на), «Polychim In­dus­t­rie» (по­ли­про­пи­лен), а так­же «BASF Ag­ri Produc­tion» (гер­би­ци­ды, ре­гу­ля­то­ры рос­та се­мян), «AstraZeneca Dunkerque Pro­duction» (фар­ма­цев­тич. про­дук­ция). Пи­ще­вая пром-сть: пред­при­ятия ком­па­ний «Le­sier» (рас­ти­тель­ные мас­ла), «Cam­pbell Ge­ne­rale Condimentaire» (со­усы и за­прав­ки), «Coca-Cola Production» (без­ал­ко­голь­ные на­пит­ки), «Ajinomoto Euro­As­par­tame» (са­ха­ро­за­ме­ни­те­ли). Ры­бо­лов­ст­во; пе­ре­ра­бот­ка ры­бы и мо­ре­про­дук­тов. Энер­ге­тич. ком­плекс пред­став­лен АЭС в г. Грав­лин, близ Д. (мощ­ность 5460 МВт, од­на из круп­ней­ших в Ев­ро­пе; при­над­ле­жит ком­па­нии EDF), га­зо­вым тер­ми­на­лом NORFRA (при­над­ле­жит норв. ком­па­нии «Statoil»; газ по­сту­па­ет по под­вод­но­му га­зо­про­во­ду из ме­сто­ро­ж­де­ний в Се­вер­ном м.), ТЭС (мощ­ность 800 МВт, круп­ней­шая из ра­бо­таю­щих на га­зе), пя­тью вет­ро­вы­ми энер­ге­тическими ус­та­нов­ка­ми. Пляж­ный ту­ризм.

Лит.: Merck A. Trois siècle d’histoire de la chambre de commerce et d’industrie de Dun­kerque. P., 2000; Mudard-Franssen N. Appro­ches et réalités économiques de l’enterpre­neu­riat. Études appliquée aux régions ancienne­ment industriellese. S. l., 2004. Vol. 1–2.

Вернуться к началу