Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЭ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 468

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

ДЭ (кит. – доб­ро­де­тель, бла­го­дать, а так­же ка­че­ст­во, да­ро­ва­ние, дос­то­ин­ст­во, до­стоя­ние, доб­лесть, [мо­раль­ная] си­ла, [при­род­ная] по­тен­ция, пол­но­та, внутр. со­вер­шен­ст­во, за­ко­но­мер­ность), од­на из фун­дам. ка­те­го­рий кит. куль­ту­ры и фи­ло­со­фии, ма­ни­фе­ста­ция дао. Ино­гда ото­жде­ст­в­ля­лась с океа­ний­ской ма­ной, лат. virtus (доб­ро­де­тель), инд. кар­мой и шак­ти, ис­поль­зо­ва­лась для пе­ре­да­чи буд­дий­ско­го по­ня­тия гу­ны. В са­мом об­щем смыс­ле обо­зна­ча­ет осн. ка­че­ст­во, обу­слов­ли­ваю­щее наи­луч­ший спо­соб су­ще­ст­во­ва­ния ка­ж­до­го отд. су­ще­ст­ва или ве­щи, т. е. ин­ди­ви­ду­аль­ную «бла­го­дать». По­сколь­ку спе­ци­фи­ку че­ло­ве­ка кит. мыс­ли­те­ли кон­фу­ци­ан­ско­го тол­ка обыч­но ус­мат­ри­ва­ли в спо­соб­но­сти при­дер­жи­вать­ся «долж­ной спра­вед­ли­во­сти» (и) и «бла­го­при­стой­но­сти/эти­ке­та/ри­туа­ла» (ли), дэ в осн. по­ни­ма­лось как «доб­ро­де­тель», хо­тя мог­ло оз­на­чать, по­доб­но греч. «аре­те», чис­то те­лес­ные дос­то­ин­ст­ва. Бу­ду­чи ин­ди­ви­ду­аль­ным ка­че­ст­вом, дэ от­но­си­тель­но (в от­ли­чие от все­об­ще­го и по­то­му аб­со­лют­но­го дао), по­это­му «бла­го­дать» для од­них мо­жет не­га­тив­но оце­ни­вать­ся дру­ги­ми. То, что для кон­крет­но­го ин­ди­ви­да яв­ля­ет­ся его «ча­ст­ной», или «от­дель­ной», бла­го­да­тью, напр. не­за­кон­ное обо­га­ще­ние, с точ­ки зре­ния «об­щей бла­го­да­ти» оце­ни­ва­ет­ся как «не­чес­ти­вая», «тём­ная», «раз­врат­ная» или «пло­хая бла­го­дать». Во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду раз­ны­ми дэ «бла­го­дать» «бла­го­род­но­го му­жа» до­ми­ни­ру­ет над «бла­го­да­тью» «ни­чтож­но­го че­ло­ве­ка», как ве­тер – над тра­вой («Лунь юй»). Иде­аль­на гар­мо­ния ме­ж­ду дэ пра­ви­те­ля и под­дан­ных, вы­ра­жае­мая гл. те­зи­сом кон­фу­ци­ан­ско­го ка­но­на «Да сюэ» об об­ществ. бла­го­ус­т­рой­ст­ве как «вы­свет­ле­нии свет­лой бла­го­да­ти в Под­не­бес­ной», ко­то­рое пред­по­ла­га­ет пред­ва­рит. ду­хов­ное и те­лес­ное са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­ние лич­но­сти. Как «внут­рен­нее», ор­га­нич­ное и ес­тественное ка­че­ст­во дэ со­став­ля­ет основную оп­по­зи­цию «внеш­ней» фи­зической си­ле, на­си­лию, на­ка­за­ни­ям и за­ко­ну. Со­че­та­ние у дэ – «пять бла­го­да­тей» со вре­мён Цзоу Яня (3 в. до н. э.) си­но­ни­мич­но у син – «пя­ти эле­мен­там».

Вос­хо­дя­щие к со­чи­не­ни­ям «Лунь юй» и «Чжу­ан-цзы» кон­фу­ци­ан­ские и да­ос­ские трак­тов­ки дэ раз­ви­ва­лись в рус­ле эво­лю­ции кон­цеп­ций дао. В совр. яз. би­ном «дао – дэ» пе­ре­да­ёт по­ня­тие «мо­раль, нрав­ст­вен­ность». Сунь Ят­сен в 1924 при от­кры­тии во­ен. ака­де­мии Вам­пу вос­пел «еди­ную бла­го­дать» (и дэ) в пес­не, став­шей сна­ча­ла гим­ном Го­минь­да­на, а по­том Ки­тай­ской Рес­пуб­ли­ки (1937) и на­сле­до­вав­ше­го ей го­су­дар­ст­ва на Тай­ва­не. К идеа­лу дэ воз­вра­ти­лись и совр. идео­ло­ги в КНР.

Лит.: От ма­ги­че­ской си­лы к мо­раль­но­му им­пе­ра­ти­ву: ка­те­го­рия дэ в ки­тай­ской куль­ту­ре. М., 1998. См. так­же лит. при статьях Дао, Дао­сизм.

Вернуться к началу