Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 28-29

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов; А. С. Алпатова (музыкальное творчество)
Диола. Женщина с детьми.

ДИО́ЛА (дьо­ла, джо­ла, йо­ла), груп­па на­ро­дов в Се­не­га­ле и Гам­бии. В осн. на юго-за­па­де Се­не­га­ла (за­пад и юго-за­пад пров. Зи­гин­шор) жи­вут: фо­ньи (322 тыс. чел.; 66 тыс. чел. про­жи­ва­ют так­же в Гам­бии, не­боль­шие груп­пы – в Гви­нее-Би­сау и Мав­ри­та­нии; об­щая чис­лен­ность ок. 400 тыс. чел.); хер (яз. ке­рак; 13 тыс. чел., на край­нем юго-за­па­де обл. Зи­гин­шор, осн. по­се­ле­ние – Каб­рус); флуп (яз. джа­мат; 22 тыс. чел. на се­ве­ро-за­па­де Гви­неи-Би­сау и бо­лее 2 тыс. чел. на юге Се­не­га­ла); блисс (яз. дио­ла-ка­са; 45 тыс. чел., в рай­оне г. Усуе и к се­ве­ру от р. Ка­за­манс); бай­от (16 тыс. чел., к юго-за­па­ду от г. Зи­гин­шор, осн. по­се­ле­ние – дер. Ньяс­сиа, жи­вут так­же в Гам­бии и Гви­нее-Би­сау; об­щая чис­лен­ность ок. 20 тыс. чел.); ху­лон (яз. бан­ди­ал; 11 тыс. чел., ме­ж­ду г. Усуе и р. Ка­за­манс); ку­ва­тай (6,2 тыс. чел., к югу от устья р. Ка­за­манс); ка­рон (10 тыс. чел., к се­ве­ру от ниж­не­го Ка­за­ман­са, на за­па­де обл. Зи­гин­шор, жи­вут так­же в Гам­бии, об­щая чис­лен­ность 12 тыс. чел.); гу­си­лай (15 тыс. чел., осн. по­се­ле­ние – Ти­онк-Эс­силь) и мломп (5,4 тыс. чел., осн. по­се­ле­ние – Мломп, к вос­то­ку от г. Бинь­о­на). На за­па­де Се­не­га­ла (за­пад пров. Ти­ес) жи­вут ла­ла (ле­хор, яз. ле­хар; 12 тыс. чел., к се­ве­ру от г. Ти­ес) и фа­лор (па­лор; 11 тыс. чел., к юго-за­па­ду от г. Ти­ес). Язы­ки дио­ла вет­ви бак ат­лан­ти­че­ских язы­ков. На не­ко­то­рых язы­ках су­ще­ст­ву­ет пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки, яз. дио­ла-фо­ньи – один из офиц. язы­ков Се­не­га­ла. Рас­про­стра­не­ны так­же язы­ки манд­жак, во­лоф, ман­дин­ка, фу­ла. Д. в осн. му­суль­ма­не-сун­ни­ты ма­ли­кит­ско­го маз­ха­ба (од­ни­ми из по­след­них в ре­гио­не – во 2-й пол. 20 в. – при­ня­ли ис­лам), до 10% – хри­стиа­не (ка­то­ли­ки), бай­от со­хра­ня­ют тра­диц. куль­ты.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Ат­лан­тич. по­доб­ла­сти Зап. Аф­ри­ки. За­ни­ма­ют­ся оро­шае­мым ри­со­вод­ст­вом (гл. обр. жен­щи­ны) и вы­ра­щи­ва­ни­ем про­са, сор­го, ара­хи­са, ман­го и др. (в осн. муж­чи­ны), про­из-вом паль­мо­во­го мас­ла и ви­на, мор. ры­бо­лов­ст­вом, тор­гов­лей. Раз­ви­то от­ход­ни­че­ст­во на ара­хи­со­вые план­та­ции в Гам­бию. Жи­вут в Да­ка­ре и др. го­ро­дах. Жи­ли­ще 4-уголь­ное со сте­на­ми из плет­ня, об­ма­зан­но­го гли­ной, час­то рас­кра­шен­ны­ми, и 4-скат­ной кры­шей. Со­хра­ня­ют­ся де­ре­вен­ские и боль­ше­се­мей­ные об­щи­ны, пат­ри­ли­ней­ная ро­до­вая ор­га­ни­за­ция, авун­ку­лат, муж­ские ини­циа­ции, культ вер­хов­но­го су­щест­ва Амит (Ата-Амит). Осн. ри­ту­ал – жерт­во­при­но­ше­ния фе­ти­шу (бэ­ки­ин), со­вер­шае­мые в свя­ти­ли­щах. Счи­та­ет­ся, что фе­ти­ши бы­ли со­тво­ре­ны Ами­том как ду­хи-по­кро­ви­те­ли хо­зяйств. за­ня­тий и де­то­рож­де­ния. Си­сте­мы тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па. Сиб­лин­ги клас­си­фи­ци­ру­ют­ся по от­но­си­тель­но­му по­лу. Крос­ску­зен­ные бра­ки за­пре­ще­ны как с от­цов­ской, так и с ма­те­рин­ской сто­ро­ны. Раз­ви­ты пле­те­ние, гон­чар­ст­во, муз. фольк­лор, ис­то­рич. эпос, ис­пол­няе­мый ска­зи­те­ля­ми-грио­та­ми. Рас­про­стра­не­ны хо­ро­вая во­ка­ли­за­ция, соль­ные во­каль­ные им­про­ви­за­ции. Ха­рак­тер­ные муз. ин­ст­ру­мен­ты – разл. идио­фо­ны, мем­бра­но­фо­ны; в отд. рай­онах рас­про­стра­не­на ар­фа сим­бинг. В тан­це­валь­ных пред­став­ле­ни­ях (жен­ские тан­цы; муж­ские тан­цы с ору­жи­ем) уча­ст­ву­ют ан­самб­ли ба­ра­ба­нов. Со­хра­ня­ют­ся об­ря­до­вые тан­цы (в об­ря­де фу­тамп уча­ст­ву­ет тан­цов­щи­ца в ха­рак­тер­ной тра­вя­ной мас­ке, скры­ваю­щей всю фи­гу­ру). Осн. муз. ин­стру­мент – эн­кон­тинг, счи­таю­щий­ся про­то­ти­пом совр. банд­жо.

Лит.: Thomas L.-V. Les Diola. Essai d’analyse fonctionelle sur une population de Basse-Casa­mance. Dakar, 1958–1959. Vol. 1–2; Linares O. F. Power, prayer and production: the Jola of Casamance, Senegal. Camb., 1992; Baum R. M. Shrines of the slave trade: Diola reli­gion and society in precolonial Senegal. Oxf., 1999.

Вернуться к началу