Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИОДО́Р ТА́РССКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 27

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. В. Кузенков

ДИОДО́Р ТА́РССКИЙ, Тар­сий­ский (греч. Διοδωρος ό Ταρσοῦ) [ок. 325, Ан­ти­охия Си­рий­ская, или Тарс (Ки­ли­кия) – ок. 390, Тарс], епи­скоп Тарс­ский (с 378), бо­го­слов и эк­зе­гет. Про­ис­хо­дил из знат­ной се­мьи. По­лу­чил клас­сич. об­ра­зо­ва­ние в Афи­нах. Бо­го­сло­вие изу­чал под рук. Си­луа­на Тарс­ско­го и Ев­се­вия Эмес­ско­го (ум. ок. 360). Воз­глав­лял один из мо­на­сты­рей в Ан­ти­охии, где раз­ра­бо­тал свой ме­тод тол­ко­ва­ния Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Ак­тив­но уча­ст­во­вал в борь­бе с ари­ан­ст­вом, за что при имп. Ва­лен­те от­прав­лен в ссыл­ку (372). По воз­вра­ще­нии из ссыл­ки был по­став­лен на ка­фед­ру Тар­са (378) Ме­ле­ти­ем Ан­ти­охий­ским (ум. ок. 381). В осу­див­шем ари­ан ука­зе имп. Фео­до­сия I (381) Д. Т. при­знан, на­ря­ду с Пе­ла­ги­ем Лао­ди­кий­ским, стол­пом пра­во­сла­вия во всём Вост. дио­це­зе им­пе­рии. Д. Т. – один из ос­но­во­по­лож­ни­ков бо­го­слов­ской ан­ти­охий­ской шко­лы; сре­ди его уче­ни­ков – свя­ти­те­ли Ио­анн Зла­то­уст, Фео­дор Моп­суе­стий­ский, блж. Фео­до­рит Кир­ский. По­сле смер­ти Д. Т. не­ко­то­рые его воз­зре­ния в об­лас­ти хри­сто­ло­гии вы­зва­ли спо­ры (в ча­ст­но­сти, име­но­ва­ние Де­вы Ма­рии «че­ло­веко­ро­ди­цей»). Бо­го­слов­ский ав­то­ри­тет Д. Т. и ан­ти­охий­ской шко­лы в це­лом был по­дор­ван, ко­гда один из её пред­ста­ви­те­лей, Не­сто­рий (ум. ок. 451), за­ни­мав­ший Кон­стан­ти­но­поль­скую ка­фед­ру, был ули­чён свт. Ки­рил­лом Алек­сан­д­рий­ским в ере­си и осу­ж­дён на 3-м и 4-м Все­лен­ских со­бо­рах. На со­бо­ре в Кон­стан­ти­но­по­ле (499) Д. Т. был по­смерт­но осу­ж­дён как учи­тель не­сто­ри­ан, что при­ве­ло к ут­ра­те его мно­го­числ. со­чи­не­ний. Со­хра­ни­лись лишь фраг­мен­ты в сир. пе­ре­во­де, а так­же от­рыв­ки в т. н. ка­те­нах (сб-ки тол­ко­ва­ний Свя­щен­но­го Пи­са­ния). Д. Т. со­ста­вил тол­ко­ва­ния на все кни­ги Вет­хо­го За­ве­та, Еван­ге­лия, Дея­ния, а так­же на 1-е По­сла­ние ап. Ио­ан­на. Сво­ему эк­зе­ге­ти­че­ско­му ме­то­ду Д. Т. по­свя­тил соч. «В чём раз­ли­чие со­зер­ца­ния и ал­ле­го­рии?». По вы­пис­кам Фо­тия из­вес­тен так­же трак­тат «О судь­бе, про­тив ас­тро­но­мов и ас­т­ро­ло­гов».

Соч.: Migne PG. T. 33; Кни­га про­тив апол­ли­на­ри­стов // Хри­сти­ан­ское чте­ние. 1910. № 2.

Лит.: Harnack A. Diodor von Tarsus. Lpz., 1901; Фе­ти­сов Н. Дио­дор Тарс­ский. К., 1915.

Вернуться к началу