Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУ́ТТЕН УЛЬРИХ ФОН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 191

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Володарский, А. В. Ерохин

ГУ́ТТЕН (Hutten) Уль­рих фон (21.4.1488, за­мок Штек­кель­берг, близ Шлюх­тер­на – 29.8.1523, о. Уфе­нау, Цю­рих­ское оз.), нем. гу­ма­нист, пуб­ли­цист, по­ли­тик. Ры­царь по про­ис­хо­ж­де­нию, Г. во­пре­ки тра­ди­ци­ям сво­его со­сло­вия учил­ся в ря­де уни­вер­си­те­тов Гер­ма­нии и Ита­лии (1512–1513, 1516–17). Ув­ле­чён­ный куль­ту­рой ан­тич­но­сти, он стал мас­те­ром не­ола­тин­ской по­эзии и про­зы, про­па­ган­ди­ро­вал идеа­лы гу­ма­ни­стич. про­све­ще­ния, вы­сту­пал про­тив за­си­лья схо­ла­сти­ки и цер­ков­ной цен­зу­ры. Г. рез­ко кри­ти­ко­вал по­ли­ти­ку Ри­ма в Гер­ма­нии и про­из­вол кня­зей, раз­ви­вал ти­ра­но­борч. идеи и тре­бо­вал цен­тра­ли­за­ции стра­ны во гла­ве с силь­ной имп. вла­стью. В 1517 он впер­вые опуб­ли­ко­вал трак­тат Л. Вал­лы о под­лож­но­сти «Кон­стан­ти­но­ва да­ра», ко­то­рым пап­ст­во ве­ка­ми под­кре­п­ля­ло свои тео­кра­тич. при­тя­за­ния. В 1519–20 Г. ре­ши­тель­но под­дер­жал Ре­фор­ма­цию Лю­те­ра, оце­нив её нац.-ос­во­бо­дит. по­тен­ци­ал, но вы­дви­нул собств. про­грам­му дей­ст­вий, рас­счи­тан­ную на вой­ну с Ри­мом. Он на­де­ял­ся на воз­ро­ж­де­ние в её хо­де мо­щи им­пе­рии и ро­ли ры­цар­ст­ва, на под­держ­ку дво­рян­ст­ва го­ро­да­ми. Для объ­е­ди­не­ния сил оп­по­зи­ции Г. на­чал на­ря­ду с ла­ты­нью сис­те­ма­ти­че­ски об­ра­щать­ся в сво­ём твор­че­ст­ве к нем. язы­ку. Лат. сти­хи Г., имев­шие от­чёт­ли­во по­ле­мич. ха­рак­тер, пуб­ли­ко­ва­лись с 1510 [са­ти­ра «Ни­кто» («Ne­mo») и др.]; на лат. яз. на­пи­са­ны осн. со­чи­не­ния Г. (пам­фле­ты, диа­ло­ги, ре­чи). Г. стал од­ним из глав­ных соз­да­те­лей ше­дев­ра эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния – ан­ти­кле­ри­каль­ной са­ти­ры «Пись­ма тём­ных лю­дей» («Episto­lae obscurorum viro­rum», 1515–17). В 1517 в Аугс­бур­ге Г. был увен­чан как «ко­роль по­этов» имп. Мак­си­ми­лиа­ном I Габс­бур­гом. Как по­ли­тич. ора­тор Г. стал из­вес­тен бла­го­да­ря «Ре­чи про­тив ту­рок» («Ad Principes Germa­niae, ut bellum Turcis invehant», 1518), про­из­не­сён­ной на Аугс­бург­ском рейхс­та­ге. Луч­шие про­из­ве­де­ния Г. – са­ти­рич. диа­ло­ги в сти­ле Лу­киа­на: «Ли­хо­рад­ка I» («Febris pri­ma», 1519), «Ли­хо­рад­ка II» («Febris secunda», 1520), «Ва­диск, или Рим­ская Трои­ца» («Vadiscus sive Trias Romana», 1520), «Зри­те­ли» («Inspi­cien­tes», 1520), «Ис­тре­би­тель булл» («Bul­la vel Bulli­cida», 1521), «Со­вет­чик I» («Mo­nitor I»), «Со­вет­чик II» («Monitor II», оба 1521), «Раз­бой­ни­ки» («Pra­e­dones», 1521). Сре­ди др. про­из­ве­де­ний Г. – трак­тат «Ис­кус­ст­во вер­си­фи­ка­ции» («De arte ver­sifi­candi», 1511), эпи­грам­мы, по­свя­щён­ные имп. Мак­си­ми­лиа­ну I Габс­бур­гу («Epigramme», 1519), ре­чи про­тив гер­цо­га Уль­ри­ха Вюр­тем­берг­ско­го, убив­ше­го од­но­го из род­ст­вен­ни­ков Г. («Ul­rich­re­den», 1519), диа­лог «Ар­ми­ний» («Ar­minius», изд. 1529), в ко­то­ром вы­ве­де­на фи­гу­ра во­ж­дя хе­ру­сков Ар­ми­ния как бор­ца про­тив вла­ды­че­ст­ва Ри­ма в Гер­ма­нии. Г. вы­сту­пил гла­ша­та­ем ин­те­ре­сов час­ти ры­цар­ст­ва, ко­то­рое пы­та­лось во гла­ве с Фран­цем фон Зик­кин­ге­ном ук­ре­пить свои по­зи­ции во­ен. си­лой (см. Ры­цар­ское вос­ста­ние 1522–23). По­сле про­ва­ла вос­ста­ния Г. бе­жал в Швей­ца­рию, где вско­ре умер. Его творч. на­сле­дие сыг­ра­ло важ­ную роль в раз­ви­тии нем. нац. са­мо­со­зна­ния и куль­ту­ры.

Соч.: Opera quae reperiri potuerunt omnia / Ed. E. Böcking. Lipsiae, 1859–1870. Vol. 1–5. Suppl. Vol. 1–2; Пись­ма тем­ных лю­дей. М.; Л., 1935; Диа­ло­ги. Пуб­ли­ци­сти­ка. Пись­ма. М., 1959.

Лит.: Штра­ус Д. У. фон Гут­тен. СПб., 1896; Kalkoff P. U. von Hutten und die Reforma­tion. Lpz., 1920; Gräter C. U. von Hutten. Ein Lebensbild. Stuttg., 1988; Куль­ту­ра Воз­ро­ж­де­ния XVI в. М., 1997. Ч. 1.

Вернуться к началу