Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИЧЕ́НЦА

Авторы: Л. С. Бабышев, В. М. Паппе

ВИЧЕ́НЦА (Vicenza), го­род на се­ве­ро-вос­то­ке Ита­лии, в обл. Ве­не­ция, адм. центр пров. Ви­чен­ца. Нас. 117,3 тыс. чел. (2006). Рас­по­ло­жен у под­но­жия Альп. Транс­порт­ный узел на ж. д. Ве­не­ция – Ми­лан.

По­се­ле­ние древ­них ве­не­тов, с 49 до н. э. рим. Ви­ке­тиа, или Ви­це­ция (Vi­ce­tia). С 1115 сво­бод­ный го­род-ком­му­на. В 12–13 вв. аре­на со­пер­ни­че­ст­ва гвель­фов и ги­бел­ли­нов. С 1311 под вла­стью ве­рон­ских Ска­ли­ге­ров. С 1404 до кон. 18 в. под по­кро­ви­тель­ст­вом Ве­не­ци­ан­ской рес­пуб­ли­ки. В 1796 ок­ку­пи­ро­ва­на на­по­ле­о­нов­ски­ми вой­ска­ми. В 1806–48 под вла­ды­че­ст­вом Ав­ст­рии. В 1866 во­шла в со­став Итал. ко­ро­лев­ст­ва.

Виченца. «Базилика». 1548–1617. Архитектор А. Палладио.
Виченца. Вилла Ротонда. 1565–91. Архитекторы А. Палладио, В. Скамоцци. Фото В. М. Паппе

Со­хра­ни­лись: руи­ны рим. те­ат­ра, крип­то­пор­ти­ка, мос­та и ак­ве­ду­ка; ро­ман­ская ц. Сан­ти-Фе­ли­че-э-Фор­ту­на­то (10–12 вв.; мо­заи­ки 4 в.); го­ти­чес­кие ча­со­вая баш­ня Тор­ре-ди-Пьяц­ца (12 в., над­строе­на в 14–15 вв.), церк­ви Сан-Ло­рен­цо (1280–1344), Сан­та-Ко­ро­на (13 в., пе­ре­строе­на в ре­нес­санс­ном сти­ле; ал­тар­ные кар­ти­ны Дж. Бел­ли­ни и П. Ве­ро­не­зе; ны­не Му­зей ар­хео­ло­гии) и Сан­та-Ма­рия-деи-Сер­ви (ос­но­ва­на в 1322, по­строе­на в 1407, рас­ши­ре­на в 1490), со­бор (14 в., пе­ре­стро­ен в 16 в., фа­сад – 1467; в од­ной из ка­пелл – по­лип­тих До­ме­ни­ко Ве­не­циа­но, 1356); го­тич. и ре­нес­сан­сные па­лац­цо: Кол­ле­о­ни-Пор­то (14 в.), да-Скио (нач. 15 в., час­тич­но пе­ре­строе­но); Епи­скоп­ский дво­рец (1494–95). Об­лик В. в зна­чит. ме­ре оп­ре­де­ля­ют по­строй­ки А. Пал­ла­дио (его име­нем так­же на­зва­на центр. ар­те­рия го­ро­да – Кор­со-Ан­д­реа-Пал­ла­дио): «Ба­зи­ли­ка» (1548–1617; в ос­но­ве – па­лац­цо дел­ла-Рад­жо­не, сер. 15 в.); па­лац­цо – Тье­не (с 1542, не за­вер­ше­но; в ос­но­ве – по­строй­ка кон. 15 в.), Кье­ри­ка­ти (с 1550; ны­не Гор. му­зей с ар­хео­ло­гич. кол­лек­ци­ей и пи­на­ко­те­кой), Изеп­по-да-Пор­то (с 1552, не до­строе­но), Валь­ма­ра­на (1566), Пор­то-Бар­ба­ран (1570), Пор­то-Бре­ган­це (1571), Тье­не-Бо­нин (1590, до­строе­но В. Ска­моц­ци); лод­жии Валь­ма­ра­на (1570) и дель-Ка­пи­та­нья­то (на­ча­та в 1571); «Те­ат­ро Олим­пи­ко» (1580–85, за­вер­шён Ска­моц­ци).

В. – круп­ный центр юве­лир­ной пром-сти Ита­лии (здесь об­ра­ба­ты­ва­ет­ся ок. 1/2 зо­ло­та, по­треб­ляе­мо­го от­рас­лью), ме­сто про­ве­де­ния ме­ж­ду­нар. юве­лир­ных вы­ста­вок (дра­го­цен­но­сти, ча­сы и др. то­ва­ры из зо­ло­та и се­реб­ра). Про­из-во обо­ру­до­ва­ния для юве­лир­но­го де­ла и ра­бо­ты с дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми. Раз­ви­ты ма­ши­но­строе­ние (тек­стиль­ное, с.-х., элек­тро­тех­нич. обо­ру­до­ва­ние; уз­лы и де­та­ли для ав­то­мо­би­лей, са­мо­лё­тов и др.), тек­стиль­ная и швей­ная (пред­при­ятия кон­цер­на «Marzotto», од­но­го из круп­ней­ших по про­из-ву шер­стя­ных швей­ных и три­ко­таж­ных из­де­лий; близ В., в г. Вал­да­ньо, на­хо­дит­ся штаб-квар­ти­ра кон­цер­на), ко­же­вен­но-обув­ная, де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щая, ме­бель­ная, хи­ми­че­ская (ре­зи­на, пла­ст­мас­сы), пи­ще­вая пром-сть; про­из-во строй­ма­те­риа­лов, ке­ра­мич. из­де­лий.

В ок­ре­ст­но­стях В. – вил­лы, по­стро­енные А. Пал­ла­дио: Го­ди в Ло­не­до (1540), Ро­тон­да (строилась с 1565–66, за­вер­ше­на в 1580–91 В. Ска­моц­ци), Пьо­ве­не в Ло­не­до (1553 – ок. 1570), Бар­ба­ро-Воль­пи в Ма­зе­ре (1560–70, рос­пи­си П. Ве­ро­не­зе, скульп­тур­ный де­кор А. Вит­то­рии; круг­лая цер­ковь – 1580), Поя­на (кон. 1560-х гг.), Каль­до­ньо (1570), Тор­нь­е­ри (1570; пе­ре­строе­на в 19 в.), а так­же вил­ла Валь­ма­ра­на-аи-на­ни (17–18 вв.; рос­пи­си Дж. Б. и Джан­до­ме­ни­ко Тье­по­ло, 1757). В. и вил­лы Пал­ла­дио в обл. Ве­не­ция вклю­че­ны в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Лит.: Го­ряи­нов В. В. Па­дуя. Ви­чен­ца. Ве­ро­на. М., 1978; Vicenza e provincia / A cura di A. Pranovi. Venezia, 1995; Barbieri F., Ceve­se R. Vicenza: ritratto di una città: guida sto­rico-artistica. Vicenza, 2004.

Вернуться к началу