Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИО́ЛЬ Д’АМУ́Р

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 364-365

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Виоль д’амур работы венского мастера Ф. Гайсенхофа. Деталь. 1779.

ВИО́ЛЬ ДАМУ́Р (франц. viole d’amoure – вио­ла люб­ви), струн­ный смыч­ко­вый ин­ст­ру­мент ви­оль­но­го се­мей­ст­ва. При иг­ре рас­по­ла­га­ет­ся как скрип­ка или альт, смы­чок дер­жат «скри­пич­ным» спо­со­бом – за­хва­том свер­ху. Для В. д’а. ха­рак­тер­но на­ли­чие мас­сив­ной кол­ко­вой ко­роб­ки с 12–14 кол­ка­ми, увен­чи­ваю­щей­ся рез­ной го­лов­кой (час­то в ви­де голо­вы Аму­ра), и ре­зо­на­тор­ных от­вер­стий – двух пар­ных в ви­де языч­ков пла­ме­ни и од­но­го в ви­де ро­зет­ки, рас­по­ло­жен­но­го под гри­фом. Име­ет 7 (ре­же 6) осн. струн и столь­ко же тон­ких ме­тал­лич. ре­зо­нанс­ных струн, на­тя­ну­тых под ос­нов­ны­ми (про­хо­дят сквозь от­вер­стия в под­став­ке и за­тем под гри­фом). На­ли­чие ре­зо­нанс­ных струн при­да­ёт зву­ча­нию ин­ст­ру­мен­та неж­ный се­реб­ри­стый от­те­нок. В ос­но­ве на­строй­ки – квар­то­во-тер­цо­вый (ви­оль­ный) прин­цип, в кон. 18 в. ут­вер­ди­лась стан­дарт­ная на­строй­ка: «ля» боль­шой – «ре» – «ля» ма­лой – «ре» – «фа-ди­ез» – «ля» 1-й – «ре» 2-й ок­та­вы. Но­ти­ру­ет­ся в скри­пич­ном и аль­то­вом клю­чах.

Поя­ви­лась во 2-й пол. 17 в. В 18 в. В. д’а. бы­ла рас­про­стра­не­на в Ав­ст­рии, Гер­ма­нии, Ита­лии, Фран­ции, Че­хии, для неё соз­да­на об­шир­ная соль­ная и ан­самб­ле­вая лит-ра, в т. ч. со­чи­не­ния Г. Ф. Те­ле­ма­на, А. Ви­валь­ди, Г. И. Ф. Би­бе­ра, И. И. Кван­ца. Ин­ст­ру­мент эф­фект­но зву­чит в про­из­ве­де­ни­ях И. С. Ба­ха, на­при­мер в «Стра­стях по Ио­ан­ну» (2 В. д’а. об­ли­га­то в арио­зо ба­са № 31 и в арии те­но­ра № 32). Зна­ме­ни­тым ис­пол­ни­те­лем-вир­туо­зом был К. Ста­миц, в со­чи­не­ни­ях ко­то­ро­го (2 кон­цер­та, со­на­ты, квар­тет с уча­сти­ем В. д’а.) ис­поль­зу­ет­ся тех­ни­ка иг­ры двой­ны­ми но­та­ми и ак­кор­да­ми.

В от­ли­чие от др. ин­ст­ру­мен­тов ви­оль­но­го се­мей­ст­ва В. д’а. про­дол­жа­ла поль­зо­вать­ся по­пу­ляр­но­стью в 19 – нач. 20 вв. В Рос­сии ис­пол­ни­те­лем на В. д’а. был В. В. Бо­ри­сов­ский.

Лит.: Danks H. The Viola d’amore. Hale­sowen, 1979.

Вернуться к началу