Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАЛЛА́БХА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 537

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Исаева

ВАЛЛА́БХА (1479–1531), инд. фи­ло­соф, соз­да­тель те­че­ния ви­шудд­ха-ад­вай­та («чис­тая не­двой­ст­вен­ность») в рам­ках виш­ну­ит­ско­го на­прав­ле­ния ве­дан­ты. Осн. тру­ды: ком­мен­та­рии к «Брах­ма-сут­рам», «Су­бод­хи­ни» (ком­мен­та­рии к «Бха­га­ва­та-пу­ра­не») и трак­тат «Тат­т­ва-ди­пи­ка» (с собств. ком­мен­та­ри­ем «Пра­ка­ша»). Из 10 ви­дов по­зна­ния, при­зна­вае­мых В., – 5 веч­ных и 5 вре­мен­ных. Веч­ные – это бо­жеств. при­ро­да, дос­ти­жи­мая ду­шой в ос­во­бо­ж­де­нии, про­яв­ле­ние бо­жеств. ка­честв в ми­ре, Бо­га – в Ве­дах, Бо­га – в вер­баль­ном зна­нии са­мо­го Криш­ны и Бо­га – в ис­тин­ных вер­баль­ных су­ж­де­ни­ях от­дель­ной ду­ши. Вре­мен­ные – од­но не­по­сред­ст­вен­ное (чув­ст­вен­ное вос­при­ятие) и че­ты­ре «опо­сре­до­ван­ных» (ин­тел­лек­ту­аль­ных ви­дов по­зна­ния).

Хо­тя Брах­ман, по В., име­ет мно­же­ст­во ка­честв и форм про­яв­ле­ния, он не свя­зан ими, по­сколь­ку са­мо их су­ще­ст­во­ва­ние за­ви­сит от его со­из­во­ле­ния. По­это­му он чист, «ли­шён фор­мы» (ниш­пра­пан­ча); вме­сте с тем из ми­ло­сер­дия к жи­ву­щим он про­яв­ля­ет се­бя как Криш­на. Единств. спо­соб ос­во­бо­ж­де­ния от сан­са­ры – это бхак­ти, или лю­бовь к Бо­гу. Сам че­ло­век не вла­стен над ней, по­сколь­ку се­мя этой люб­ви уже за­ло­же­но в нём Криш­ной, пре­до­пре­де­ле­на да­же сте­пень её про­яв­ле­ния. По­это­му все­по­гло­щаю­щая страсть (вья­са­на), ве­ду­щая к един­ст­ву с Криш­ной в не­бес­ном ми­ре, са­ма по се­бе ни­как не за­ви­сит от уси­лий адеп­та и мо­жет лишь вне­зап­но рас­крыть­ся в нём как выс­ший «дар» (пра­са­да) са­мо­го Бо­га.

Вернуться к началу