Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БУ́ХАРЕВ АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВИЧ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 425-426

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. Ф. Егоров, В. А. Фатеев

БУ́ХАРЕВ Алек­сандр Мат­вее­вич (в мо­на­ше­ст­ве Фео­дор) [22.7(3.8).1822, с. Фё­доров­ское Кор­чев­ско­го у. Твер­ской губ. – 2(14).4.1871, Пе­ре­славль-За­лес­ский Вла­ди­мир­ской губ.], рус. бо­го­слов, пе­да­гог, ре­лиг. фи­ло­соф, лит. кри­тик. Ро­дил­ся в се­мье дья­ко­на. Учил­ся в Твер­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии (1837–42), Моск. ду­хов­ной ака­де­мии (1842–46), пре­по­да­вал биб­лей­скую ис­то­рию и греч. яз. (с 1854 проф.). Осо­бое влия­ние на Б. ока­за­ли митр. Мо­с­ков­ский свт. Фи­ла­рет (Дроз­дов) (дол­гое вре­мя яв­лял­ся по­кро­ви­те­лем Б.), про­фес­со­ра ака­де­мии про­тои­е­реи Ф. А. Го­лу­бин­ский и А. В. Гор­ский. В ию­не 1846 Б. при­нял мо­на­ше­ство. С 1848 стал раз­ви­вать од­ну из глав­ных сво­их идей сое­ди­не­ния мир­ско­го с ду­хов­ным, вне­се­ния пра­во­слав­ных на­чал в жизнь. Изу­чал ре­лиг. взгля­ды Н. В. Го­го­ля, свои раз­мыш­ле­ния из­ло­жил в «Трёх пись­мах». Под влия­ни­ем юро­ди­во­го П. А. То­ма­ниц­ко­го сфор­ми­ро­ва­лась мис­ти­ко-про­ро­че­ская на­прав­лен­ность твор­че­ст­ва Б. С 1850 со­бор­ный ие­ро­мо­нах Дон­ско­го мон. в Мо­ск­ве. В 1853 воз­ве­дён в сан ар­хи­ман­д­ри­та.

В 1854 Б. оп­ре­де­лён в Ка­зан­скую ду­хов­ную ака­де­мию, пре­по­да­вал дог­ма­тич. и нравств. бо­го­сло­вие. В 1858 пе­ре­ве­дён в С.-Пе­тер­бург в ка­чест­ве чле­на К-та цен­зу­ры ду­хов­ных книг (про­явил боль­шую тер­пи­мость к «опас­ной» пуб­ли­ци­сти­ке в ж. «Со­вре­мен­ник»); од­новре­мен­но пуб­ли­ко­вал свои ста­тьи в ду­хов­ной пе­рио­ди­ке. Осо­бый ин­те­рес пред­став­ля­ют его пуб­ли­ка­ции о твор­чест­ве В. Г. Бе­лин­ско­го, Ф. М. До­сто­ев­ско­го, Н. Г. Чер­ны­шев­ско­го. В 1861 уво­лен с долж­но­сти цен­зо­ра и от­прав­лен в Ни­кит­ский монастырь (г. Пе­ре­славль-За­лес­ский). В 1862 из-за ста­тей лит. кри­ти­ка В. И. Ас­ко­чен­ско­го (ли­те­ра­тор и об­ществ. дея­тель 1860–70-х гг., из­да­тель по­пу­ляр­но­го еже­не­дель­ни­ка «До­маш­няя бе­се­да для на­род­но­го чте­ния»), об­ви­няв­ше­го Б. в «ере­ти­че­ст­ве», Си­нод за­пре­тил из­да­вать од­но из осн. со­чи­не­ний Б. «Ис­сле­до­ва­ния Апо­ка­лип­си­са» (опубл. в 1916), по­сле че­го Б. по­дал про­ше­ние о сня­тии ду­хов­но­го и мо­на­ше­ско­го са­на. Та­кое ре­ше­ние бы­ло свя­за­но с тем, что он не мог на­ру­шить дан­ный пе­ред Гос­по­дом обет без­ус­лов­но­го по­слу­ша­ния, тре­буе­мый мо­на­ше­ст­вом, но и «ид­ти на по­кой нрав­ст­вен­но­го усы­п­ле­ния» он то­же не же­лал. В ию­не 1863 он был рас­стри­жен, ли­шён зва­ния ма­гист­ра, пра­ва про­жи­ва­ния в тех епар­хи­ях, где пре­бы­вал мо­на­хом; ему за­пре­ще­но бы­ло за­ни­мать гос. долж­но­сти и пуб­ли­ко­вать­ся в цер­ков­ных из­да­ни­ях. Не имея воз­мож­но­сти за­ра­ба­ты­вать, по­след­ние го­ды жиз­ни про­вёл в край­ней ну­ж­де. Его на­де­ж­да по­лу­чить бо́льшую сво­бо­ду твор­че­ст­ва по­сле сло­же­ния са­на и от­ре­че­ния от всех зва­ний не оп­рав­да­лась. Рас­смат­ри­вал про­бле­мы со­от­но­ше­ния бо­го­слов­ско­го и фи­ло­соф­ско­го опы­тов, счи­тая, что опыт но­вей­шей ра­цио­на­ли­стич. фи­ло­со­фии не чужд хри­сти­ан­ст­ву. По су­ще­ст­ву, ста­вил за­да­чу воз­рож­де­ния и раз­ви­тия тра­ди­ции ре­лиг. ме­та­фи­зи­ки. Этим в пер­вую оче­редь объ­яс­ня­ет­ся инте­рес к его твор­че­ст­ву П. А. Флорен­ского­, С. Н. Бул­га­ко­ва, Н. А. Бер­дяе­ва и др.

Соч.: О пра­во­сла­вии в от­но­ше­нии к со­вре­мен­но­сти. СПб., 1860; О ду­хов­ных по­треб­но­стях жиз­ни. М., 1991.

Лит.: Ар­хи­ман­д­рит Фео­дор (А. М. Бу­ха­рев): Pro et contra. СПб., 1997; Дмит­ри­ев А. П. А. М. Бу­ха­рев (ар­хи­ман­д­рит Фео­дор) как ли­те­ра­тур­ный кри­тик // Хри­сти­ан­ст­во и рус­ская ли­те­ра­ту­ра. СПб., 1996. Вып. 2.

Вернуться к началу