Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОЙС ЙОЗЕФ

Авторы: М. Н. Соколов

БОЙС (Beuys) Йо­зеф (12.5.1921, Кре­фельд – 23.1.1986, Дюс­сель­дорф), нем. скульп­тор и гра­фик. Во вре­мя 2-й ми­ровой вой­ны слу­жил в авиа­ции; зи­мой 1943 его са­мо­лёт был сбит над Кры­мом. Ме­ст­ные жи­те­ли спас­ли Б.; вос­по­ми­нания об этом пре­до­пре­де­ли­ли об­раз­ный строй его бу­ду­щих про­из­ве­де­ний. В 1947–51 учил­ся в дюс­сель­дорф­ской АХ у Э. Ма­та­ре. Для ран­не­го твор­че­ст­ва Б. ха­рак­тер­ны «пер­во­быт­ные», близ­кие по ду­ху на­скаль­ным рос­пи­сям ри­сун­ки ак­ва­ре­лью и свин­цо­вым штиф­том с изо­бра­же­ни­ем зай­цев, ло­сей и др. В 1-й пол. 1960-х гг. стал од­ним из за­чи­на­те­лей флюк­су­са; ис­поль­зо­вал для скульп­тур шо­ки­рую­ще не­при­выч­ные ма­те­риа­лы: то­п­лё­ное са­ло, фетр, вой­лок, мёд и др. Сре­ди са­мых из­вест­ных его пер­фор­ман­сов – «Как объ­яс­нять кар­ти­ны мёрт­во­му зай­цу» (1965), «Ме­до­гон­ка на ра­бо­чем мес­те» (1977), в них ост­ро про­сту­пи­ли чув­ст­во от­чу­ж­де­ния совр. че­ло­ве­ка от при­ро­ды и стрем­ле­ние вой­ти в неё на ма­ги­че­ски-«ша­ман­ском» уров­не. Наи­бо­лее мас­штаб­ной бы­ла его ак­ция «7000 ду­бов» во вре­мя Ме­ж­ду­нар. ху­дож. вы­став­ки в Кас­се­ле (1982). В 1978 опуб­ли­ко­вал ма­ни­фест о «со­ци­аль­ной скульп­ту­ре», вы­ра­зив в нём свои анар­хо-уто­пич. прин­ци­пы, со­че­таю­щие при­чуд­ли­вую эс­те­тич. иг­ру с эле­мен­та­ми по­ли­тич. фи­ло­со­фии в ду­хе дви­же­ния «зе­лё­ных»; они сде­ла­ли Б. од­ной из гл. фи­гур пост­мо­дер­низ­ма. Пре­по­да­вал в дюс­сель­дорф­ской АХ (проф. в 1961–78).

Лит.: J. Beuys: Zeichnungen, Skulpturen, Objekte (Kat.). B., 1988. Bd 1–2; Й. Бойс (Кат.). М., 1992; Adriani G., Konnertz W., Tho­mas K. J. Beuys. 5. Aufl. Köln, 1994; J. Beuys: eine Werkübersicht. Münch. u. a., 2001.

Вернуться к началу