Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛЬТЮССЕ́Р ЛУИ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 572

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Земляной

АЛЬТЮССЕ́Р (Althusser) Луи (16.10.1918, Бир­ман­д­рейс, Ал­жир – 22.10.1990, Па­риж), франц. фи­ло­соф и по­ли­тич. дея­тель, идей­ный ли­дер од­ной из влия­тельных в 1960–70-е гг. школ нео­марк­сиз­ма. С 1930 во Фран­ции. В 1939 был мо­би­ли­зо­ван, в ию­не 1940 по­пал в нем. плен (со­хра­нил­ся его днев­ник во­ен­ноплен­но­го 1940–45). В 1948 окон­чил Эколь нор­маль в Па­ри­же, где пре­по­давал до 1980; круг его уче­ни­ков об­ра­зовал т. н. шко­лу Аль­тюс­се­ра. Всту­пив в 1948 во Франц. КП (ФКП) и став чле­ном её ЦК, до кон. 1970-х гг. ос­та­вал­ся в её ря­дах, ко­гда объ­я­вил о «все­об­щем кри­зи­се мар­ксиз­ма» и под­верг пуб­лич­ной кри­ти­ке по­ли­тич. прак­ти­ку ФКП. Раз­ви­вав­шая­ся де­прес­сия при­ня­ла ха­рак­тер ост­ро­го ду­шев­но­го рас­строй­ства, в со­стоя­нии ко­то­ро­го А. 16.11.1980 за­ду­шил свою же­ну Элен. С это­го мо­мен­та он на­хо­дил­ся в пси­хи­ат­рич. кли­ни­ке, не пре­кра­щая, од­на­ко, лит. за­ня­тий.

А. стре­мил­ся из­ло­жить мар­ксизм в со­от­вет­ст­вии с гос­под­ствую­щей на­уч­но-фи­лос. па­ра­диг­мой сво­его вре­ме­ни – пре­ж­де все­го со струк­ту­ра­лиз­мом, а так­же пси­хо­ана­ли­зом. В опуб­ли­ко­ван­ных в 1965 в Па­ри­же кни­гах «За Мар­к­са» («Pour Marx») и «Чи­тать "Ка­пи­тал"» («Lire "Le Capi­tal"», vol. 1–2) А. и его сорат­ни­ки вклю­чи­лись в на­ча­тую К. Ле­ви-Стро­сом кри­тич. кам­па­нию про­тив сар­тров­ско­го гу­ма­низ­ма и ис­то­ри­циз­ма. Счи­тая, что с 1845 К. Маркс «ра­ди­каль­но по­ры­ва­ет» с про­бле­ма­ти­кой че­ло­ве­ка во­об­ще (не толь­ко в её фей­ерба­хов­ском из­во­де) и пре­тен­зия­ми гу­ма­низ­ма как та­ко­во­го, А. про­воз­гла­ша­ет «тео­ре­ти­че­ский ан­ти­гу­ма­низм» «ис­ход­ным пунк­том мар­кси­ст­ской фи­ло­со­фии» («Pour Marx», p. 238). Раз­ме­же­ва­ние с гу­ма­низ­мом бы­ло не­раз­рыв­но свя­за­но у А. с низ­вер­же­ни­ем нео­мар­кси­ст­ско­го ис­тори­циз­ма Д. Лу­ка­ча и А. Грам­ши. Эко­но­мич. ба­зис А. рас­смат­ри­ва­ет как не­соз­на­вае­мую, ор­га­ни­зо­ван­ную по прин­ци­пу ду­аль­ных оп­по­зи­ций струк­ту­ру, оп­ре­де­ляю­щую все об­ществ. яв­ления, в т. ч. идео­ло­гию, по­доб­но то­му, как, со­глас­но Ф. де Сос­сю­ру, скры­тая и не­соз­на­вае­мая струк­ту­ра язы­ка оп­ре­де­ля­ет речь. Идео­ло­гия по­ни­ма­ет­ся А. в ду­хе пси­хо­ана­ли­за З. Фрей­да и Ж. Ла­ка­на как под­ле­жа­щая де­шиф­ров­ке ма­ни­фе­ста­ция бес­соз­на­тель­но­го, как при­су­щая вся­ко­му че­ло­ве­че­ско­му об­ще­ст­ву, в т. ч. и бес­клас­со­во­му, «не­из­мен­ная» по своей струк­ту­ре «сис­те­ма оши­бок и об­мана», не­об­хо­ди­мых для обес­пе­че­ния жиз­нен­но важ­но­го един­ст­ва со­ци­аль­ной струк­ту­ры.

При­зна­вая боль­шое зна­че­ние ка­те­го­рии то­таль­но­сти в тео­ре­тич. на­сле­дии К. Мар­кса, А. воз­во­дил её к соч. «О ду­хе за­ко­нов» Ш. Л. Мон­тес­кьё. Од­на­ко, по су­ще­ст­ву, его по­ни­ма­ние це­ло­ст­но­сти вос­хо­дит к Б. Спи­но­зе (его фи­ло­софию он счи­тал «бес­пре­це­дент­ной тео­ре­ти­че­ской ре­во­лю­ци­ей... всех вре­мён»), к не­му же вос­хо­дит и раз­ли­че­ние А. «объ­ек­тов зна­ния» и «ре­аль­ных объ­ек­тов», а так­же кон­цеп­ция «струк­тур­ной при­чин­но­сти» (пе­ре­ло­же­ние на язык струк­ту­ра­лиз­ма уче­ния Спи­но­зы о Бо­ге как «при­чи­не са­мо­го се­бя») и др.

Сво­ей кри­тич. точ­ки струк­ту­ра­ли­ст­ский не­омар­ксизм А. дос­тиг в пе­ри­од сту­денч. вы­сту­п­ле­ний в мае 1968, по­сле че­го он по­сте­пен­но со­шёл со сце­ны.

Соч.: Lénine et la phi­loso­phie. P., 1969; Eléments d’autocri­tique. P., 1974; Po­si­tions. P., 1976; L’av­e­nir dure longtemps, suivi de Les faits. P., 1992; Écrits phi­loso­phiques et po­li­tiques. P., 1994–1995. Vol. 1–2.

Лит.: Ан­дер­сон П. Раз­мыш­ле­ния о за­пад­ном мар­ксиз­ме. М., 1991; Boutang YM. L. Al­thusser, une bi­og­ra­phie. P., 1992; Жи­жек С. Воз­вы­шен­ный объ­ект идео­ло­гии. М., 1999.

Вернуться к началу