Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛЕУ́ТЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 473

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Лопуленко, Н. А. Татаренкова; В. И. Лисовой (устное творчество)
Алеуты в традиционной одежде.

АЛЕУ́ТЫ (са­мо­на­зва­ния – унан­ган, унан­гас; букв. – жи­те­ли по­бе­ре­жья), один из эс­ки­мос­ско-а­ле­ут­ских на­ро­дов на се­веро-за­па­де США и се­ве­ро-во­сто­ке Рос­сии. Жи­вут в осн. на Ко­ман­дор­ских (с. Ни­коль­ское на о. Бе­рин­га) и Але­ут­ских о-вах, юго-за­па­де Аляс­ки и при­ле­гаю­щих ост­ро­вах. Чис­лен­ность в Рос­сии 540 чел. (из них 464 чел. – в Кам­чатской обл.; 2002, пе­ре­пись), США – 2,5 тыс. чел. (2000, оцен­ка). От­но­сят­ся к арк­ти­че­ской ра­се. Го­во­рят на але­ут­ском язы­ке, есть но­си­те­ли мед­нов­ско-але­ут­ско­го язы­ка. В США го­во­рят так­же на англ. яз., в Рос­сии боль­шин­ст­во пе­ре­шло на рус. яз. Ве­рую­щие – пра­во­слав­ные, с 1993 поя­ви­лись при­вер­жен­цы Церк­ви Пол­но­го Еван­ге­лия (близ­ки к пя­ти­де­сят­ни­кам).

Обо­соб­ле­ние А. от эс­ки­мос­ско-а­ле­ут­ской общ­но­сти про­ис­хо­ди­ло, по-ви­ди­мо­му, на Але­ут­ских о-вах в 6–3-м тыс. до н. э. Чис­лен­ность в до­кон­такт­ный пе­ри­од 12–15 тыс. чел. С сер. 18 в. испытывали влияние русских, с 1799 на­хо­ди­лись под управ­ле­ни­ем Рос­сий­ско-Аме­ри­кан­ской ком­па­нии, бы­ли об­ра­ще­ны в пра­во­сла­вие, рас­про­стра­ни­лись пись­мен­ность, школь­ное обу­че­ние. В 19 в. часть А. бы­ла пе­ре­се­ле­на ком­па­ни­ей на Ко­ман­дор­ские о-ва и о-ва При­бы­ло­ва. По­сле пе­ре­хо­да Але­ут­ских о-вов к США (1867) амер. А. на­хо­ди­лись под управ­ле­ни­ем ­воен. ад­ми­ни­ст­ра­ции, с 1915 – Бю­ро по де­лам ин­дей­цев. Чис­лен­ность А. рез­ко упа­ла в кон. 19 – нач. 20 вв. В СССР в 1926 был соз­дан Ту­зем­ный со­вет (с 1932 – Алеут­ский нац. р-н, с 1996 – Але­ут­ский р-н). До сер. 20 в. А. де­ли­лись на вост. (уна­лаш­кин­скую) и зап. (ат­тов­скую) груп­пы. Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны (пос­ле зах­ва­та япон­ца­ми о. Ат­ка) ат­тов­ские А. бы­ли вы­ве­зе­ны аме­ри­кан­ца­ми на Аляс­ку, в 1946–48 воз­вра­ще­ны на Алеут­ские о-ва (о. Ат­ка). С сер. 20 в. чис­лен­ность А. воз­ра­ста­ет, в 1960-х гг. в США на­ча­лось дви­же­ние за воз­ро­ж­де­ние але­ут­ской куль­ту­ры, воз­ник­ла Але­ут­ская ли­га, вхо­дя­щая в Фе­де­ра­цию ко­рен­ных на­ро­дов Аля­ски, с 1971 хо­зяй­ст­вен­ны­ми про­бле­ма­ми за­ни­ма­ет­ся Але­ут­ская ре­гио­наль­ная кор­по­ра­ция. Совр. А. США за­ня­ты на ко­ти­ко­вых про­мыс­лах, ра­бо­та­ют по най­му в ры­бо­кон­серв­ной пром-сти. Ко­ман­дор­ские А. за­ни­ма­ют­ся ры­бо­лов­ством и зве­ро­бой­ным про­мы­слом, ого­род­ни­чест­вом и жи­вот­но­вод­ством. В 1990-х гг. воз­ник­ли Ас­со­циа­ция алеу­тов «Ана­сар­ко» и Меж­ду­нар. ас­со­циа­ция алеу­тов.

Осн. тра­диц. за­ня­тие – зве­ро­бой­ный про­мы­сел и ры­бо­лов­ст­во. Зим­ние жи­ли­ща (до нач. 19 в.) – по­лу­зем­лян­ки, ос­ве­щае­мые и ото­пляе­мые жи­ро­вой лам­пой, со све­то­ды­мо­вым от­вер­сти­ем в кров­ле, слу­жив­шим так­же вхо­дом (на­верх за­би­ра­лись по брев­ну с за­руб­ка­ми). У вост. А. бы­ли из­вест­ны боль­шие по­лу­зем­лян­ки (ула­га­мах, в рус. лит-ре – уля­гам) для боль­ше­се­мей­ных об­щин (по 10–40 ма­лых се­мей). По­се­ле­ния управ­ля­лись во­ж­дя­ми (ту­кух, позд­нее – туй­у­нах, тоё­ны) и со­ве­та­ми ста­рей­шин. Со­хра­ня­лись эле­мен­ты ма­те­рин­ских и от­цов­ских ро­до­вых от­но­ше­ний, по­ли­гамия, вы­куп и от­ра­бот­ки за же­ну, гос­тепри­им­ный ге­те­ризм, кросс-ку­зен­ный брак, авун­ку­лат. К сер. 18 в. су­щест­во­ва­ли со­ци­аль­ная диф­фе­рен­циа­ция, во­ен. ор­га­ни­за­ция, до­маш­нее раб­ст­во. Тра­диц. ре­ли­гия – ве­ра в ду­хов, охот­ни­чья ма­гия, ша­ма­низм. Прак­ти­ко­ва­лась му­ми­фи­ка­ция умер­ших.

Осн. празд­ник – зим­не­го солн­це­стоя­ния. Ко вре­ме­ни при­хо­да рус­ских бы­ли рас­про­стра­не­ны ге­ро­ич. эпос, бо­га­тыр­ские и ми­фо­ло­гич. сказ­ки, в т. ч. из цик­ла о Во́роне. В муз. твор­че­ст­ве вы­де­ля­лись близ­кие к эс­ки­мос­ским вра­чева­тель­ные и се­мей­но-бы­то­вые пес­ни, для ко­то­рых ха­рак­тер­ны зву­ко­под­ра­жа­ния и во­каль­ное ин­то­ни­ро­ва­ние, опи­раю­щее­ся на ре­че­вые фор­мы (диа­пазон – в пре­де­лах квин­ты). Алеу­ты Але­ут­ских о-вов за­им­ство­ва­ли у рус­ских на­иг­ры­ши на ба­ла­лай­ке, гар­мо­ни­ке, у аме­ри­кан­цев – тан­цы в сти­ле кант­ри, на Ко­ман­дор­ских о-вах рас­про­стра­не­ны кад­ри­ли, рус. гор. ро­ман­сы, ча­стуш­ки (до сер. 20 в.), ис­пол­няемые на але­ут­ском яз. под ги­та­ру и гар­мо­ни­ку. По­пу­ляр­ны тан­цы ти­па ба­ланс, объе­ди­няю­щие эле­мен­ты раз­ных тра­ди­ций. Бы­ли раз­ви­ты резь­ба по де­ре­ву и кос­ти (ук­ра­ше­ния, аму­ле­ты, фи­гур­ки жи­вот­ных и лю­дей, де­рев. мас­ки для ри­ту­аль­ных тан­цев и по­гре­баль­ные), гра­ви­ров­ка по кос­ти, узор­ное по­ли­хром­ное пле­те­ние из тра­вы, т. н. шё­ко­вое, по тех­ни­ке близ­кое к тка­че­ст­ву (ци­нов­ки, ут­варь), ор­на­мен­таль­ная и сю­жет­ная (изо­бра­же­ния жи­вот­ных, бы­то­вые и охот­ни­чьи сце­ны) рос­пись по де­ре­ву (древ­ки дро­ти­ков, охот­ни­чьи шля­пы и др.). От­ли­чит. чер­ту охот­ничь­е­го кос­тю­ма (осо­бен­но с сер. 18 в.) со­став­ля­ли муж­ские де­рев. ко­нич. шля­пы, на­де­вав­шие­ся по­верх ка­пю­шо­на кам­лей­ки: с уд­ли­нён­ным ко­зырь­ком, ук­ра­шен­ные по­ли­хром­ной рос­пи­сью, рез­ны­ми кос­тя­ны­ми бляш­ка­ми, перь­я­ми, си­вучь­им усом и др.; на ма­куш­ке по­ме­ща­лась кос­тя­ная фи­гур­ка зве­ря или пти­цы. Фор­ма и ор­на­мент зави­се­ли от со­ци­аль­но­го ста­ту­са вла­дель­ца. Круп­ные кри­во­ли­ней­ные ор­на­мен­таль­ные мо­ти­вы але­ут­ских шляп не­ко­то­ры­ми учё­ны­ми воз­во­дят­ся к древ­не­бе­рин­го­мор­ской куль­ту­ре и че­рез неё – к древ­не­му иск-ву на­ро­дов ниж­не­го Аму­ра, Вост. и Юго-Вост. Азии, Океа­нии и Ав­ст­ра­лии.

Лит.: Ля­пу­но­ва Р. Г. Очер­ки по эт­но­гра­фии але­утов. Л., 1975; она же. Але­уты: Очер­ки эт­ни­че­ской ис­то­рии. Л., 1987; Laugh­lin WS. Aleuts: Sur­vi­vors of the Ber­ing Land Bridge. N. Y., 1980; Lan­tis M. Aleut // Hand­book of North Ameri­can in­di­ans. Wash., 1984. Vol. 5.

Вернуться к началу