Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФОТОГРАФИ́ЧЕСКИЙ АППАРА́Т

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 508-509

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ФОТОГРАФИ́ЧЕСКИЙ АППАРА́Т (фо­то­ап­па­рат), уст­рой­ст­во для по­лу­че­ния оп­тич. изо­бра­же­ния фо­то­гра­фи­руе­мо­го объ­ек­та на све­то­чув­ст­вит. слое фо­то­ма­те­риа­ла (фо­то­плён­ки, фо­то­пла­стин­ки и др.). Обыч­ный (клас­си­че­ский) Ф. а. пред­став­ля­ет со­бой оп­ти­ко-ме­ха­нич. уст­рой­ст­во, в ко­то­ром скры­тое фо­то­изо­бра­же­ние объ­ек­та съём­ки, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те экс­по­ни­ро­ва­ния, пре­вра­ща­ет­ся по­сле хи­ми­ко-фо­то­гра­фич. об­ра­бот­ки в ви­ди­мое не­га­тив­ное (не­га­тив) или по­зи­тив­ное (по­зи­тив) изо­бра­же­ние. Осн. уз­лы Ф. а.: све­то­не­про­ни­цае­мая ка­ме­ра, где по­ме­ща­ет­ся кас­се­та с фо­то­ма­те­риа­лом; объ­ек­тив, соз­даю­щий на фо­то­ма­те­риа­ле оп­тич. изо­бра­же­ние объ­ек­та съём­ки (см. так­же Съё­моч­ный объ­ек­тив); фо­то­за­твор, обес­пе­чи­ваю­щий дос­туп све­то­вых лу­чей к све­то­чув­ст­вит. слою фо­то­ма­те­риа­ла за вре­мя экс­по­ни­ро­ва­ния при вы­бран­ной экс­по­зи­ции; ви­до­ис­ка­тель; плён­ко­про­тяж­ный ме­ха­низм; ме­ха­низм для фо­ку­си­ров­ки (на­вод­ки на рез­кость) объ­ек­ти­ва. Ф. а. мо­гут быть ос­на­ще­ны встро­ен­ны­ми экс­по­но­мет­ра­ми (для оп­ре­де­ле­ния экс­по­зиц. па­ра­мет­ров – вы­держ­ки и диа­фраг­мен­но­го чис­ла), сис­те­ма­ми ав­то­фо­ку­си­ров­ки объ­ек­ти­вов, встро­ен­ным элек­тро­при­во­дом для транс­пор­ти­ров­ки фо­то­плён­ки и взво­да за­тво­ра, элек­трон­ным им­пульс­ным ос­ве­ти­те­лем (т. н. фо­то­вспыш­кой), син­хро­кон­так­том – для вклю­че­ния фо­то­вспыш­ки со­гла­со­ван­но (син­хрон­но) с ра­бо­той за­тво­ра и др.

Раз­ли­ча­ют Ф. а. об­ще­го на­зна­че­ния (наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны) и спе­ци­аль­ные, при­ме­няе­мые в на­уч. и про­из­водств. це­лях (напр., ре­про­дук­ци­он­ные, для аэ­ро­фо­то­съём­ки). В за­ви­си­мо­сти от раз­ме­ра кад­ро­во­го ок­на Ф. а. об­ще­го на­зна­че­ния под­раз­де­ля­ют­ся на круп­но-, сред­не- и ма­ло­фор­мат­ные; по спо­со­бу фо­ку­си­ров­ки объ­ек­ти­ва – на шкаль­ные (фо­ку­си­ров­ка осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по шка­ле рас­стоя­ний от фо­то­ап­па­ра­та до объ­ек­та съём­ки), даль­но­мер­ные (с по­мо­щью даль­но­ме­ра) и зер­каль­ные (по изо­бра­же­нию в зер­каль­ном ви­до­ис­ка­те­ле). Отд. груп­пу со­став­ля­ют фо­то­ап­па­ра­ты с по­сто­ян­ной фо­ку­си­ров­кой, объ­ек­тив ко­то­рых сфо­ку­си­ро­ван на оп­ре­де­лён­ное (ги­пер­фо­каль­ное) рас­стоя­ние съём­ки и за­фик­си­ро­ван в этом по­ло­же­нии на всё вре­мя экс­плуа­та­ции (т. н. фикс-фо­кус); та­кие Ф. а. обес­пе­чи­ва­ют рез­кое изо­бра­же­ние, на­чи­ная, как пра­ви­ло, с 1,5–2 м до объ­ек­та съём­ки, ис­поль­зу­ют­ся пре­им. в порт­рет­ной фо­тогра­фии. Наи­луч­шее ка­че­ст­во фо­то­сним­ка дос­ти­га­ет­ся при фо­ку­си­ров­ке объ­ек­ти­ва в зер­каль­ных Ф. а. При этом фо­то­граф ви­дит бу­ду­щий сни­мок на ви­до­ис­ка­те­ле и за­ра­нее мо­жет вне­сти нуж­ные из­ме­не­ния: при­бли­зить­ся к объ­ек­ту или отой­ти от не­го, из­ме­нить угол съём­ки (ра­курс), сфо­ку­си­ро­вать объ­ек­тив на сю­жет­но важ­ном эле­мен­те, по­доб­рать наи­бо­лее эф­фект­ное рас­пре­де­ле­ние све­та и те­ней и т. д.

Ф. а., в ко­то­ром все опе­ра­ции, свя­зан­ные с под­го­тов­кой к фо­то­съём­ке, с са­мой съём­кой, а ино­гда и с по­лу­че­ни­ем го­то­вых фо­то­сним­ков, вы­пол­ня­ют­ся без уча­стия фо­то­гра­фа, на­зы­ва­ет­ся ав­то­ма­ти­че­ским. Та­кие Ф. а. (пре­им. зер­каль­ные) ра­бо­та­ют по про­грам­ме, за­ло­жен­ной в кон­ст­рук­ции ап­па­ра­та ли­бо со­дер­жа­щей­ся в па­мя­ти управ­ляю­ще­го встро­ен­но­го мик­ро­про­цес­со­ра (пол­ные ав­то­ма­ты для проф. фо­то­гра­фов).

Про­то­тип Ф. а. – ка­ме­ра-об­ску­ра, пер­во­на­чаль­но ис­поль­зо­ва­лась как ин­ст­ру­мент для до­ку­мен­таль­но точ­ной за­ри­сов­ки разл. пред­ме­тов, по­ме­щае­мых пе­ред ка­ме­рой. В 1568 ве­не­циа­нец Д. Бар­ба­ро опи­сал ка­ме­ру-об­ску­ру, в от­вер­стие ко­то­рой встав­ле­на плос­ко-вы­пук­лая лин­за (т. н. сте­ноп-ка­ме­ра), по­вы­шаю­щая яр­кость оп­тич. изо­бра­же­ния. Сте­ноп-ка­ме­рой поль­зо­ва­лись изо­бре­та­те­ли фо­тогра­фии Ж. Н. Ньепс и Л. Ж. Да­гер. В кон. 1830-х гг. во Фран­ции впер­вые ор­га­ни­зо­ва­но се­рий­ное из­го­тов­ле­ние де­ре­вян­ных Ф. а. (на ос­но­ве сте­ноп-ка­ме­ры) с двух­лин­зо­вым объ­ек­ти­вом и гро­мозд­ки­ми кас­се­та­ми. Пер­вый фо­то­ап­па­рат с ме­тал­лич. кор­пу­сом раз­ра­бо­тан в 1842 фир­мой «Фогт­лен­дер» («Voigt­län­der»); в нём был ус­та­нов­лен мно­го­лин­зо­вый объ­ек­тив, из­го­тов­лен­ный нем. оп­ти­ком П. Фогт­лен­де­ром по рас­чё­там венг. ма­те­ма­ти­ка Й. Пец­ва­ля. В 1888 амер. пред­при­ни­ма­тель и изо­бре­та­тель Дж. Ист­мен соз­дал пер­вый в ми­ре фо­то­ап­па­рат «Kodak», за­ря­жав­ший­ся ро­ли­ко­вой фо­то­плён­кой на гиб­кой цел­луло­ид­ной ос­но­ве. В 1924 нем. фир­ма «Лейц» («Leitz») вы­пус­ти­ла ма­ло­фор­мат­ный ком­пакт­ный Ф. а. «Лей­ка» – один из наи­бо­лее по­пу­ляр­ных фо­то­ап­па­ра­тов 1930–40-х гг. В 1947 Э. Лэнд (США) раз­ра­бо­тал ап­па­рат од­но­сту­пен­но­го про­цес­са «По­ла­ро­ид», ко­то­рый вы­да­вал го­то­вый фо­то­сни­мок че­рез 1–2 мин по­сле съём­ки без к.-л. об­ра­бот­ки фо­то­ма­те­риа­лов вне ап­па­ра­та; в 1948 Лэнд ор­га­ни­зо­вал фир­му «По­ла­ро­ид» («Pola­ro­id») для мас­со­во­го про­из-ва та­ких Ф. а. В 1960–80-х гг. поя­ви­лись по­лу­авто­ма­тич. и ав­то­ма­тич. фо­то­ап­па­ра­ты. В кон. 20 в. в США и Япо­нии раз­ра­бо­та­ны прин­ци­пи­аль­но но­вые циф­ро­вые фо­то­ап­па­ра­ты, пред­став­ляю­щие со­бой со­че­та­ние оп­тич. уст­ройств обыч­ных Ф. а. с фо­то­элек­трич. пре­об­ра­зо­ва­те­ля­ми изо­бра­же­ний и ком­пь­ю­тер­ны­ми ме­то­да­ми об­ра­бот­ки ви­део­ин­фор­ма­ции.

Лит.: Шуль­ман М. Я. Фо­то­ап­па­ра­ты. Л., 1984; Фо­мин А. В. Об­щий курс фо­то­гра­фии. 3-е изд. М., 1987; Крат­кий спра­воч­ник фо­то­лю­би­те­ля / Сост. Н. Д. Пан­фи­лов, А. А. Фо­мин. 6-е изд. М., 1987.

Вернуться к началу