ГА́БИТУС
-
Рубрика: Социология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГА́БИТУС в социально-гуманитарном знании, привычная манера действовать. В истории философии понятие «Г.» восходит к «экзису» (ἕξις) Аристотеля, у которого он обозначал устойчивое состояние, предрасположение, управляющее чувствами, желаниями, поведением. Фома Аквинский перевёл этот термин на латынь как habitus и придал ему дополнит. значение способности изменяться благодаря активности или длящейся установке (промежуточной между множественной потенцией и конкретным действием с определённой целью). В феноменологии Э. Гуссерля Г. – ментальное движение между прошлым опытом и будущими действиями. Гуссерль также употреблял концептуально близкий термин «Habitualität», позднее переведённый его учеником А. Шюцем как «обыденное знание» (habitual knowledge) и в таком виде адаптированный этнометодологией. Понятие «Г.» как психич. источника социального поведения «цивилизованных» людей использовалось Н. Элиасом. Термин «Г.» употреблялся в классич. социологии и антропологии (М. Мосс, К. Леви-Строс) применительно к телесным привычкам. В социологии 2-й пол. 20 в. Г. – система устойчивых предрасположенностей, позволяющая индивиду воспринимать, оценивать окружающее и действовать свойственным только ему способом (П. Бурдье). Г. является одновременно продуктом прошлого и порождающим принципом новых практик и представлений, его можно описать как комплекс субъективных значений объективных социальных структур, в которые индивид был интегрирован в процессе своей социализации (М. Фуко). Г. есть воспроизводство внешних социальных структур под видом внутр. структур личности; это «иметь», которое превратилось в «быть». Г. порождает такие практики и представления, что они оказываются объективно адаптированными к ансамблю социальных структур, продуктом которого он сам является. Образующие Г. диспозиции имеют длительный характер и иногда продолжают действовать даже тогда, когда породившие их условия уже больше не существуют (эффект гистерезиса). Г. позволяет осуществить потенциально бесконечное множество действий, которые напрямую не сводятся к социальным условиям их производства, но выражают один общий принцип.
Г. систематически проявляется во всех практиках индивидов, его схемы переносимы из одной сферы в другую. Структурируя практики индивидов, он задаёт им относительное внутр. единство, самосогласованность. Стили жизни, являясь продуктами Г., становятся системами социально квалифицированных знаков («утончённый», «вульгарный» и т. п.).