Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГА́БИТУС

  • рубрика

    Рубрика: Социология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 215-216

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Шматко

ГА́БИТУС в со­ци­аль­но-гу­ма­ни­тар­ном зна­нии, при­выч­ная ма­не­ра дей­ст­во­вать. В ис­то­рии фи­ло­со­фии по­ня­тие «Г.» вос­хо­дит к «эк­зи­су» (ἕξις) Ари­сто­те­ля, у ко­то­ро­го он обо­зна­чал ус­той­чи­вое со­стоя­ние, пред­рас­по­ло­же­ние, управ­ляю­щее чув­ст­ва­ми, же­ла­ния­ми, по­ве­де­ни­ем. Фо­ма Ак­вин­ский пе­ре­вёл этот тер­мин на ла­тынь как habitus и при­дал ему до­пол­нит. зна­че­ние спо­соб­но­сти из­ме­нять­ся бла­го­да­ря ак­тив­но­сти или для­щей­ся ус­та­нов­ке (про­ме­жу­точ­ной ме­ж­ду мно­же­ст­вен­ной по­тен­ци­ей и кон­крет­ным дей­ст­ви­ем с оп­ре­де­лён­ной це­лью). В фе­но­ме­но­ло­гии Э. Гус­сер­ля Г. – мен­таль­ное дви­же­ние ме­ж­ду про­шлым опы­том и бу­ду­щи­ми дей­ст­вия­ми. Гус­серль так­же упот­реб­лял кон­цеп­ту­аль­но близ­кий тер­мин «Ha­bi­tua­lität», позд­нее пе­ре­ве­дён­ный его уче­ни­ком А. Шю­цем как «обы­ден­ное зна­ние» (habitual knowledge) и в та­ком ви­де адап­ти­ро­ванный эт­но­ме­то­до­ло­ги­ей. По­ня­тие «Г.» как пси­хич. ис­точ­ни­ка со­циаль­но­го по­ве­де­ния «ци­ви­ли­зо­ван­ных» лю­дей ис­поль­зо­ва­лось Н. Элиа­сом. Тер­мин «Г.» упот­реб­лял­ся в клас­сич. со­цио­ло­гии и ан­тро­по­ло­гии (М. Мосс, К. Ле­ви-Строс) при­ме­ни­тель­но к те­лес­ным при­выч­кам. В со­цио­ло­гии 2-й пол. 20 в. Г. – сис­те­ма ус­той­чи­вых пред­рас­по­ло­жен­но­стей, по­зво­ляю­щая ин­ди­ви­ду вос­при­ни­мать, оце­ни­вать ок­ру­жаю­щее и дей­ст­во­вать свой­ст­вен­ным толь­ко ему спо­со­бом (П. Бур­дье). Г. яв­ля­ет­ся од­но­вре­мен­но про­дук­том про­шло­го и по­ро­ж­даю­щим прин­ци­пом но­вых прак­тик и пред­став­ле­ний, его мож­но опи­сать как ком­плекс субъ­ек­тив­ных зна­че­ний объ­ек­тив­ных со­ци­аль­ных струк­тур, в ко­то­рые ин­ди­вид был ин­тег­ри­ро­ван в про­цес­се сво­ей со­циа­ли­за­ции (М. Фу­ко). Г. есть вос­про­из­вод­ст­во внеш­них со­циаль­ных струк­тур под ви­дом внутр. струк­тур лич­но­сти; это «иметь», ко­то­рое пре­вра­ти­лось в «быть». Г. по­ро­ж­да­ет та­кие прак­ти­ки и пред­став­ле­ния, что они ока­зы­ва­ют­ся объ­ек­тив­но адап­ти­ро­ван­ны­ми к ан­самб­лю со­ци­аль­ных струк­тур, про­дук­том ко­то­ро­го он сам яв­ля­ет­ся. Об­ра­зую­щие Г. дис­по­зи­ции име­ют дли­тель­ный ха­рак­тер и ино­гда про­дол­жа­ют дей­ст­во­вать да­же то­гда, ко­гда по­ро­див­шие их ус­ло­вия уже боль­ше не су­ще­ст­ву­ют (эф­фект гис­те­ре­зи­са). Г. по­зво­ля­ет осу­ще­ст­вить по­тен­ци­аль­но бес­ко­неч­ное мно­же­ст­во дей­ст­вий, ко­то­рые на­пря­мую не сво­дят­ся к со­ци­аль­ным ус­ло­ви­ям их про­из­вод­ст­ва, но вы­ра­жа­ют один об­щий прин­цип.

Г. сис­те­ма­ти­че­ски про­яв­ля­ет­ся во всех прак­ти­ках ин­ди­ви­дов, его схе­мы пе­ре­но­си­мы из од­ной сфе­ры в дру­гую. Струк­ту­ри­руя прак­ти­ки ин­ди­ви­дов, он за­да­ёт им от­но­си­тель­ное внутр. един­ст­во, са­мо­со­гла­со­ван­ность. Сти­ли жиз­ни, яв­ля­ясь про­дук­та­ми Г., ста­но­вят­ся сис­те­ма­ми со­ци­аль­но ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных зна­ков («утон­чён­ный», «вуль­гар­ный» и т. п.).

Лит.: Héran F. La seconde nature de l’habi­tus // Revue Française de Sociologie. 1987. № 3; Bour­dieu P. La distinction, critigue sociale du juge­ment. P., 1995; Шмат­ко Н. А.«Га­би­тус» в струк­ту­ре со­цио­ло­ги­че­ской тео­рии // Жур­нал со­цио­ло­гии и со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии. 1998. Т. 1. № 2; Шю­ес К. Ано­ним­ные си­лы га­би­ту­са // Ло­гос. 1999. № 10; Був­ресс Ж. Пра­ви­ла, дис­по­зи­ции и га­би­тус // Со­цио­анализ П. Бур­дье. М.; СПб., 2001; Бур­дье П. Прак­ти­че­ский смысл. СПб.; М., 2001; Эли­ас Н. О про­цес­се ци­ви­ли­за­ции. М.; СПб., 2001. Т. 1–2; Вил­лемс Х. Рам­ки, га­би­тус и дис­курс // Со­вре­мен­ная не­мец­кая со­цио­ло­гия: 1990-е гг. М., 2002; Шюц А. Из­бран­ное: Мир, све­тя­щий­ся смыс­лом. М., 2004.

Вернуться к началу