ФЕОДО́СИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФЕОДО́СИЙ (Бывальцев) (ум. 1475, Троице-Сергиев монастырь, ныне Троице-Сергиева лавра), русский церковный деятель, писатель, митрополит всея Руси (1461–1464); русский святой. Происходил из рода служилых землевладельцев Угличского княжества.
Не позднее 1451 г. стал архимандритом московского в честь праздника Чуда Архистратига Михаила в Хонех мужского монастыря. Был духовником великой княгини московской Софьи Витовтовны. Между 29.3. и 23.6.1454 митрополитом Киевским и всея Руси Ионой поставлен архиепископом Ростовским, Ярославским и Белозерским. В 1457 г. у Феодосия возник конфликт с митрополитом по вопросу о строгости поста накануне праздника Богоявления. Архиепископ Ростовский не был лишён сана только в результате заступничества великой княгини московской Марии Ярославны.
3.5.1461 по завещанию митрополита Ионы поставлен митрополитом всея Руси (из его титула исчезло упоминание Киева, где церковное управление осуществлял униатский митрополит Григорий, которого русские духовные власти не признавали). 1.2.1462 хиротонисал своего казначея Давида в епископа Рязанского. При Феодосии (до 27.3.1462) и, возможно, по его инициативе было составлено «Слово от святых писаний еже на латыню…», осуждающее решения Ферраро-Флорентийского собора и обосновывавшее законность автокефалии Русской Церкви. На рубеже 1462 и 1463 гг. участвовал в переговорах великого князя московского Ивана III Васильевича с новгородской делегацией во главе с архиепископом Ионой о заключении мирного договора между Московским великим княжеством и Новгородской республикой (заключён не был). В 1464 г. в Москве по благословению иерусалимского патриарха Иоакима Феодосий поставил его брата Иосифа митрополитом Кесарии Филипповой (Палестина).
Принятые Феодосием меры для повышения церковной дисциплины (например, требование пострига в монашество вдовых священников) вызвали недовольство среди духовенства и среди мирян, поскольку многие церкви остались без священников. 13.9.1464 он ушёл с митрополичьей кафедры, согласно официальному объяснению, по болезни, назначив своим преемником епископа Суздальского Филиппа (впоследствии митрополит Филипп I). Поселился в Чудовом монастыре. По предположению некоторых исследователей, позднее (или незадолго до кончины) перешёл на жительство в Троице-Сергиев монастырь, однако эта точка зрения не подтверждается прямыми указаниями источников.
Автор нескольких сохранившихся посланий по различным церковным проблемам (в т. ч. в Новгород и Псков о неприкосновенности церковного имущества), «Сказания об исцелевшем хромце» (чуде при гробнице святого митрополита Алексия в Чудовом монастыре), «Похвального слова святым апостолам Петру и Павлу».
Похоронен в Троице-Сергиевом монастыре.
Канонизирован РПЦ, что подтверждено включением в 2009 г. его имени в Собор Московских святых (день памяти – воскресенье перед 26 августа ст. ст.) и в Собор всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).