ИЕРУСАЛИ́МСКИЙ ХРАМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИЕРУСАЛИ́МСКИЙ ХРАМ, святилище Господа, Бога Израилева, в Иерусалиме, пришедшее на смену Скинии Завета Господня. И. х. отводилась центр. роль в ветхозаветном богослужении (ср. Втор. 12:14), а сам он воспринимался не как жилище Бога Всевышнего, но как место явления Его Славы и священного Имени (3 Цар. 5:5, 8:20).
Первый И. х. был возведён царём Соломоном в сер. 10 в. до н. э. на горе Мориа (ср. 3 Цар. 5–6; 2 Пар. 2–4) и представлял собой здание (длиной в 60, шириной в 20, выс. в 30 локтей, примерно 35: 10: 15 м) из каменных блоков, ориентированное с востока на запад, внутри обшитое кедровым деревом. Храм примыкал к царскому дворцу, вокруг него (за исключением вост. стороны) была трёхъярусная галерея (иециа), где располагались боковые служебные помещения. И. х. делился на 3 части: Притвор (улам), в храмовом дворе перед Притвором располагались жертвенник для всесожжения, литое медное «море» и 10 омывальниц; Святилище (гехал) с золочёным жертвенником курения, 10 семисвечниками и столами для хлебов предложения; Святое Святых (двир, давир) с 2 позолоченными дерев. херувимами, под крыльями которых находился Ковчег Завета Господня – самый важный предмет в Храме, символизировавший близость Бога со Своим народом [по-видимому, Святое Святых Храма располагалось на скалистом выступе, называвшемся «эвен штия» (букв. – камень основания), который с древнейших времён считался наиболее священной составляющей храмовой топографии]. Значит. часть культовых действий совершалась в Святилище, а в Святое Святых, где незримо пребывала Слава Божия, раз в год, в день Очищения, мог войти лишь первосвященник. Первый И. х. просуществовал до 586 до н. э. и был разрушен и разграблен вавилонянами при взятии Иерусалима. Уцелевшую утварь вывезли в Вавилон, а Ковчег Завета исчез.
Второй И. х. был построен на месте Первого Храма в 515 до н. э., после возвращения иудеев из пленения вавилонского, при Зоровавеле. В период Маккавейских войн Храм был разграблен и осквернён, а затем вновь освящён в 165 до н. э. (1 Мак. 4:36–61). В правление царя Ирода I Великого И. х. был перестроен, а храмовая гора расширена посредством искусств. платформы, обрамлённой портиками. Храм времён царя Ирода I Великого, по размерам и роскоши превосходивший предыдущие, иногда называют Третьим И. х. Он просуществовал до 70 н. э. и был разрушен рим. войсками по взятии Иерусалима.
С И. х. связано много событий Нового Завета: пророчество о рождении Иоанна Крестителя (Лк. 1:11–17), принесение жертвы после рождения Иисуса (Лк. 2:22–24), пророчества Симеона и Анны (Лк. 2:25–38). В И. х. был найден родителями 12-летний Иисус (Лк. 2:42–49), позднее там же Он много раз учил народ и оттуда изгнал торговцев (Мк. 11:15–17). В момент Крестной смерти Иисуса завеса И. х. разорвалась надвое (Мф. 27:51).
Сохранилась лишь платформа И. х., а на её юго-зап. участке – часть внешней стены (т. н. Стена Плача). После захвата Палестины арабами на месте И. х. были построены мечети: Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) и Аль-Акса.