Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УСПЕ́НСКИЙ ЛЕОНИД АЛЕКСАНДРОВИЧ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 113

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




УСПЕ́НСКИЙ Ле­о­нид Алек­сан­д­ро­вич [8(21).8.1902, дер. Го­лая Сно­ва, ны­не Го­лос­нов­ка Во­ро­неж­ской губ. – 12.12.1987, Па­риж], рус. бо­го­слов, ико­но­лог, ико­но­пи­сец. Сын не­бо­га­то­го дво­ря­ни­на и кре­сть­ян­ки. В ря­дах Крас­ной Ар­мии уча­ст­во­вал в Гра­ж­дан­ской вой­не 1917–22, на Крым­ском фрон­те по­пал в плен к бе­ло­гвар­дей­цам, эмиг­ри­ро­вал в Стам­бул. В 1920-х гг. ра­бо­тал на шах­тах в Бол­га­рии, на за­во­дах в г. Ле-Крё­зо (Фран­ция) и в Па­ри­же. В 1929 по­сту­пил в Рус. ху­дож. ака­де­мию в Па­ри­же, учил­ся жи­во­пи­си у Н. Д. Ми­лиоти и К. А. Со­мо­ва, ико­но­пи­са­нию у П. А. Фё­до­ро­ва и Ю. Н. Рейт­лин­гер. В 1934 всту­пил в об-во рус. ико­но­пис­цев «Ико­на». С 1944 до 1980-х гг. пре­по­да­вал ико­но­пись в Бо­го­слов­ском ин-те Св. Дио­ни­сия в Па­ри­же. Неск. раз при­ез­жал в СССР, чи­тал лек­ции в Ле­нингр. ду­хов­ной ака­де­мии. На­пи­сал ико­ны для хра­мов: Трёх Свя­ти­те­лей (Па­риж, 1935; совм. с Г. И. Кру­гом), Свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца (Ли­он, нач. 1950-х гг.), ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­дость» (Па­риж) и др. Его ра­бо­ты экс­по­ни­ро­ва­лись на вы­став­ках об-ва «Ико­на» (1947, 1948, 1981, 1983, 1996). По­хо­ро­нен на клад­би­ще Сент-Же­невь­ев-де-Буа под Па­ри­жем.

Мно­го­числ. пуб­ли­ка­ции У. по­свя­ще­ны рас­кры­тию сущ­но­сти ико­ны. Вме­сте с бо­го­сло­вом В. Н. Лос­ским в кн. «Смысл икон» («The Meaning of Iсons», 1952) сфор­му­ли­ро­вал кон­цеп­цию вос­при­ятия ико­ны как пред­ме­та не ху­до­же­ст­вен­но­го, а ли­тур­гич. иск-ва и вы­ра­же­ния хри­сти­ан­ско­го ве­ро­уче­ния в це­лом. В сво­ей гл. мо­но­гра­фии «Бо­го­сло­вие ико­ны Пра­во­слав­ной Церк­ви» («Es­sai sur la théologie de l’icône dans l’Eglise orthodoxe», 1960; рус. пер., 1989) обос­но­вал кон­цеп­цию и про­сле­дил ис­то­рию ико­но­пи­са­ния с мо­мен­та воз­ник­но­ве­ния до совр. дней. Это ис­сле­до­ва­ние оп­ре­де­ли­ло раз­ви­тие совр. ико­но­ло­гии и ико­но­пи­са­ния.

Соч.: L’icône de la Nativité du Christ. P., 1951; Ико­но­стас // Го­лос Пра­во­сла­вия. Бер­лин, 1952. № 7; L’icône de l’Assomption. P., 1953; К юби­лею Ан­д­рея Руб­ле­ва // Вест­ник Рус­ско­го За­пад­но-Ев­ро­пей­ско­го пат­ри­ар­ше­го эк­зар­ха­та. 1960. № 35.

Лит.: Théologie de l’icône: In memoriam L. Ous­pensky // Le Messager orthodoxe. 1989. № 112; Doolan S. La Redécouverte de l’icône: La vie et l’œurve de L. Ouspensky. P., 2001; L’iconographie de l’Église des Trois Saints Hiérarques et l’œuvre de L. A. Ouspensky et du moine Grégoire Krug. P., 2001; Ус­пен­ский Л. А. // Об­ще­ст­во «Ико­на» в Па­ри­же. М.; Па­риж, 2002. Т. 1; Мах­ро­ва Г. А. Вос­по­ми­на­ния о Л. А. и Л. А. Ус­пен­ских // Там же.

Вернуться к началу