Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУККО́Т

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 406

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СУККО́Т (от евр. םכה – ша­лаш, ку­ща), в иу­да­из­ме, празд­ник в па­мять о 40-лет­нем ски­та­нии ев­ре­ев по пус­ты­не по­сле Ис­хо­да из Егип­та, ко­гда они вы­ну­ж­де­ны бы­ли жить в ку­щах. С. на­чи­на­ет­ся в 15-й день евр. ме­ся­ца тиш­рей (сен­тябрь – ок­тябрь) и про­дол­жа­ет­ся 7 дней. Ра­бо­тать не раз­ре­ша­ет­ся толь­ко в пер­вый день С. и в вось­мой день по­сле на­ча­ла С., т. к. в этот день празд­ну­ют Шми­ни аце­рет (празд­нич­ное со­б­ра­ние вось­мо­го дня), ко­то­рый в Из­раи­ле со­впа­да­ет с празд­ни­ком Сим­хат-То­ра. В кни­ге Ле­вит (23:39–43) со­дер­жат­ся два осо­бых пред­пи­са­ния, свя­зан­ные с С. Пер­вое – «в ку­щах жи­ви­те семь дней... что­бы зна­ли ро­ды ва­ши, что в ку­щах по­се­лил Я сы­нов из­раи­ле­вых, ко­гда вы­вел их из зем­ли Еги­пет­ской», по­это­му на С. стро­ят спец. ша­ла­ши, в ко­то­рых иу­деи долж­ны жить или как ми­ни­мум вку­шать пи­щу все дни празд­ни­ка. Пра­ви­лам строи­тель­ст­ва ку­щи по­свя­щён осо­бый трак­тат в Тал­му­де («Сук­ка»). Вто­рое – «возь­ми­те се­бе вет­ви кра­си­вых де­рев, вет­ви паль­мо­вые и вет­ви де­рев ши­ро­ко­ли­ст­вен­ных и верб реч­ных, и ве­се­ли­тесь пе­ред Гос­по­дом Бо­гом ва­шим семь дней» (Лев. 23:39–43). За­ко­но­учи­те­ли на­зва­ли эти рас­те­ния ар­баа ми­ним (че­ты­ре ви­да) – эт­рог (вид цит­ру­со­вых), ха­дас­сим (мирт), лу­лав (не­рас­крыв­шая­ся паль­мо­вая ветвь) и ара­вот (вер­ба). На­ря­ду с Пе­са­хом и Ша­вуо­том, С. от­но­сит­ся к т. н. па­лом­нич. празд­ни­кам, во вре­мя ко­то­рых пред­пи­сы­ва­лось по­се­щать Ие­ру­са­лим и при­но­сить жерт­вы в Хра­ме. В Биб­лии С. на­зы­ва­ет­ся «празд­ни­ком со­би­ра­ния [пло­дов]» (Исх. 23:16; 34:22) и на­чи­на­ет­ся по­сле убор­ки уро­жая. Это по­зво­ля­ет го­во­рить о том, что С. в ос­но­ве сво­ей был с.-х. празд­ни­ком, а его связь с Ис­хо­дом име­ет бо­лее позд­нее про­ис­хо­ж­де­ние.

Вернуться к началу