Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЁТР И ФЕВРО́НИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Чекова

ПЁТР И ФЕВРО́НИЯ (в монашестве Давид и Ефросиния), муромские князья, супружеская пара, русские православные святые. Вопрос историчности П. и Ф. остаётся открытым: средневековые книжники и некоторые историки отождествляли их с муромскими князьями, жившими в 12 – начале 13 вв. (так, царствование Ивана IV Васильевича, Петра отождествляли с упоминаемым в летописях князем Давидом Юрьевичем, см. в статье Муромское княжество); ряд исследователей считают их вымышленными литературными персонажами, о принадлежности мощей выдвигаются различные гипотезы. Единственный источник сведений о П. и Ф. – «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанная в конце 1540-х гг. Ермолаем-Еразмом, книжником из круга митрополита Московского Макария. «Повесть…» не соответствовала канонам агиографии в силу использования сказочных сюжетов и фольклора. Она не вошла в «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария, что объясняется как её оригинальностью, так и местным характером почитания святых. Однако в русской книжности «Повесть…» получила широкое распространение.

Согласно повести, Пётр «агриковым мечом», найденным в алтарной стене церкви Воздвиженского монастыря, убил змея-оборотня, соблазнявшего супругу его брата, муромского князя Павла. Но капли крови змея попали на тело князя и образовали струпья, которые врачи не могли вылечить. При условии женитьбы на ней, его исцелила дочь древолаза, Феврония, обладавшая необыкновенными познаниями. После смерти князя Павла Пётр начал править Муромским княжеством. Когда бояре, недовольные незнатным происхождением княгини, выгнали её из города, она ушла вместе с мужем. Не сумев выбрать нового правителя, горожане уговорили супругов вернуться. Их правление отличалось милосердием и заботой о подданных. В конце жизни пара приняла монашество, попросив Бога забрать их из этой жизни в один день. Несмотря на завещание похоронить их вместе, тела супругов поначалу поместили в разные гробы, но на следующий день их нашли в одном гробу.

Змееборческий подвиг приравнивает Петра к св. Георгию Победоносцу, а Феврония прославляется за дар оживления мёртвой природы (срубленного дерева) и исцеления. Как образец смиренных правителей и верных супругов П. и Ф. были канонизированы в 1547 как местночтимые святые. Над их мощами в 1555–57царь Иван IV Грозный по обету возвёл церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1921 мощи были выставлены в краеведческом музее, в 1992 перенесены в собор Троицкого монастыря в Муроме. Дни памяти по календарю Русской православной церкви: 25 июня (8 июля) и 1-е воскресенье перед 6 (19) сентября. С 2008 день памяти П. и Ф. – 8 июля – в России отмечается как праздник «День семьи, любви и верности».

Источн.: Димитриева Р. П. Повесть о Петре и Февронии Муромских. Л., 1979; Дмитриевa Р. П., Алексеева А. А., Дмитриева Л. А. Сочинения Ермолая-Еразма // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 2000. Т. 9.

Лит.: Чекова И. Змей, князь и мудрая дева-целительница в житийной «Повести о Петре и Февронии Муромских» // Мир житий: Сборник материалов конференции (Москва, 35 октября 2001 г.) / Отв. ред.: О. В. Гладкова. М., 2002; Шайкин А. А. Новелла и житие: Фольклорные традиции в «Повести о Петре и Февронии Муромских» // Он же. Поэтика и история: На материале памятников рус. литературы ХІ-ХVІ вв. М., 2005; Гладкова О. В. К вопросу об источниках и символическом подтексте «Повести от жития Петра и Февронии» Ермолая-Еразма // Герменевтика древнерусской литературы. М., 2008. Сб. 13; Каравашкин А. В. Агиография: «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма // Литературный обычай Древней Руси. М., 2011.

Вернуться к началу