CОФРО́НИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
CОФРО́НИЙ (в миру Сахаров Сергей Семёнович) [22.9(4.10).1896, Москва – 11.7.1993, мон. Св. Иоанна Предтечи, графство Эссекс, Великобритания], рус. богослов, аскет, церковный писатель, публицист, живописец и иконописец.
Из семьи мещанина. С 1915 учился живописи в разл. учебных заведениях, в т. ч. в МУЖВЗ (с 1920 часть Вхутемаса) у П. П. Кончаловского. Один из организаторов об-ва художников «Бытие» (1921). Летом 1921 эмигрировал, с дек. 1922 жил в Париже, где участвовал в выставках.
Поступил в Свято-Сергиевский богословский ин-т в Париже (1925); общался с прот. Сергием (Булгаковым). В сент. 1925 уехал на Афон; стал послушником Свято-Пантелеимонова рус. мон.; пострижен в мантию (1927) в честь свт. Софрония Иерусалимского, иеродиакон с 1930. Духовно окормлялся у прп. Силуана Афонского, передавшего С. свои рукописи для публикации. Пострижен в великую схиму (1935), с 1939 в Карульской пустыни на Афоне, затем в пещерном скиту во имя Св. Троицы, близ мон. Св. Павла, где принял священнич. сан (1941) и вскоре стал духовником монастыря.
С целью издания рукописей прп. Силуана в 1947 С. покинул Афон и прибыл в Париж. В 1952 переехал в Сент-Женевьев-де-Буа близ Парижа. Став гл. редактором ж. «Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата», С. публиковал свои статьи, из которых наиболее известны «Об основах православного подвижничества» (1952–1953), «Слово на Преображение Господне» (1954); участвовал в богословских диалогах рус. диаспоры, в т. ч. с В. Н. Лосским. Стал широко известен в Европе как духовный пастырь и наставник в православном подвижничестве. Вокруг С. сложилась иноческая община. В 1959 С. с группой монахов переехал в Великобританию, где основал мон. Св. Иоанна Предтечи (дер. Толлшант-Найтс графство Эссекс).
Осн. место в лит. наследии C. занимают богословские писания, посвящённые христианскому подвижничеству и мировоззрению: «Старец Силуан» (1948), «His life is mine» (1977), «Видеть Бога как Он есть» (1985), «О молитве» (1991). В них С. развивает учение прп. Силуана, сообразуя его с наследием святоотеч. аскетич. традиции, рус. богословской мысли и с личным духовным опытом. Материалы из архива С. продолжают публиковаться в мон. Св. Иоанна Предтечи в Эссексе.