Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОГРАТЛИ́НСКИЙ АБД АР-РАХ­МАН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 571

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Кемпер

СОГРАТЛИ́НСКИЙ (ас-Су­гу­ри) Абд ар-Рах­ман (Аб­дур­рах­ман) [1792–93, с. Со­гратль, ны­не Гу­ниб­ский р-н Да­ге­ста­на – фев­раль (или март) 1882, с. Ниж­нее Ка­за­ни­ще, ны­не Буй­нак­ский р-н Да­ге­ста­на], авар. ре­лиг. и по­ли­тич. дея­тель, шейх брат­ст­ва На­кшбан­дийя, один из вдох­но­ви­те­лей со­про­тив­ле­ния гор­цев Да­ге­ста­на и Чеч­ни Рос. им­пе­рии. Ро­дил­ся в се­мье куп­ца Да­ран Ах­ме­да. О дет­ст­ве и юно­сти С. из­вест­но ма­ло. Учил­ся в раз­ных мед­ре­се гор­но­го Да­ге­ста­на. Пер­вым на­став­ни­ком С. в су­физ­ме был Му­хам­мед Яраг­ский (ум. 1838). Неяс­но, чьим пре­ем­ни­ком он стал: са­мо­го Яраг­ско­го, его уче­ни­ка Джа­мал­уд­дина (Дже­мал Эд­дина) Ка­зи­ку­мух­ско­го (ум. 1866) или шей­ха Та­ха аль-Ха­лиди аль-Ба­гда­ди, с ко­то­рым по­зна­ко­мил­ся во вре­мя хад­жа в Мек­ку в 1832. В Кав­каз­скую вой­ну 1817–64 был бли­зок к Ша­ми­лю, не­ко­то­рое вре­мя ра­бо­тал наи­бом има­ма. На­пи­сал трак­тат «Сло­во об обя­за­тель­но­сти хид­жры» (ал-Ка­ул фи вуд­жуб ал-хид­жра), в ко­то­ром обос­но­вал не­об­хо­ди­мость пе­ре­се­ле­ния му­суль­ман на зем­ли има­ма­та. Ко­гда в 1877 в Да­ге­ста­не и Чеч­не на­ча­лось вос­ста­ние, С. по­сле не­ко­то­ро­го ко­ле­ба­ния бла­го­сло­вил млад­ше­го сы­на Му­хам­ме­да-Хад­жи (ум. 1877) стать има­мом. По­сле по­дав­ле­ния вос­ста­ния при­го­во­рён к ссыл­ке, за­ме­нён­ной до­маш­ним аре­стом в с. Ниж­нее Ка­за­ни­ще. Ос­та­вил влия­тель­ных пре­ем­ни­ков: шей­хов Му­хам­ме­да из с. Обо­да (ум. 1895), Иль­я­са из с. Цу­да­хар (ум. 1904), Му­хам­меда из с. Ки­ку­ни (ум. 1913–14), Узу­на-Хад­жи из с. Сал­та (ок. 1848–1920) и др. Но ссыл­ка и эмиг­ра­ция в Ос­ман­скую им­пе­рию боль­шин­ст­ва из них ос­ла­би­ли воз­глав­ляе­мую С. ветвь брат­ст­ва. Со­чи­не­ния С. по­ка­зы­ва­ют его раз­но­сто­рон­ним му­сульм. учё­ным. Мав­зо­лей С. от­но­сит­ся к чис­лу по­чи­тае­мых свя­ти­лищ Да­ге­ста­на.

Лит.: Gammer M. Muslim resistance to the Tsar: Shamil and the conquest of Chechnia and Daghestan. L., 1994; Kemper M. Herrschaft, Recht und Islam in Daghestan: Von den Kha­naten und Gemeindebünden zum ǧihād-Staat. Wiesbaden, 2005; Да­ге­стан­ские свя­ты­ни / Отв. ред. А. Р. Ших­саи­дов. Ма­хач­ка­ла, 2007. Кн. 1; На­зир ад-Дур­ге­ли. Ус­ла­да умов в био­гра­фи­ях да­ге­стан­ских уче­ных. М., 2012.

Вернуться к началу