РАВВИ́Н
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РАВВИ́Н (от евр. רכ – большой, великий и רכי – мой господин, мой наставник), должностное лицо в иудейской религ. общине. В евр. Священном Писании термин «Р.» не встречается. Он появился в талмудич. период и позднее в средние века только как обозначение духовного лидера. С 10 в. функции Р. стали более дифференцированными: заседание в раввинском суде, руководство синагогальной общиной, толкование вопросов, относящихся к иудейскому религ. праву (галаха), в частности вопросов, связанных с семейным и обществ. статусом членов общины, публичное выступление по субботам и в дни иудейских праздников, формирование и контролирование обществ. пожертвований и фондов, исполнение должности общинного нотариуса, организация выкупа евр. пленных. Р. не считается священнослужителем, не рассматривается как посредник между людьми и Богом. Он должен обладать полнотой знаний в области религ. права, включая богослужение и обычное право. По окончании образования Р. получает смиху – раввинское посвящение (ныне оно включает и спец. документ – удостоверение раввинского звания). В совр. Израиле Р. считаются гос. служащими.
Р. избирается общиной на определённый срок (не обязательно из членов данной общины). Община заключает с Р. соглашение, он получает от неё вознаграждение. Формально Р. зависит от общины и отчитывается перед ней. Де-юре звание Р. не передаётся по наследству, хотя де-факто известно немало раввинских династий. В хасидизме Р. получает смиху от цадика или его доверенного лица, имеющего раввинское звание, и ответствен перед ним. В неортодоксальном иудаизме (реформистском и консервативном) Р. в большей степени является проповедником и духовным наставником, нежели общинным должностным лицом. В этих общинах, в отличие от ортодоксальных, Р. могут быть и женщины. В вост. (сефардских) евр. общинах термин «Р.» распространён не широко, человек, выполняющий аналогичные обязанности, там обычно называется хахам – мудрец. С позднего Средневековья, особенно в Новое и Новейшее время, появилось не обусловленное галахой понятие верховного Р. государства или адм. территории; назначение на этот пост нередко происходит по согласованию со светскими властями государств, на территории которых проживают иудейские общины. В Израиле существуют 2 верховных Р. – сефардский (с титулом ришон ле-Цион – первый в Сионе) и ашкеназский; они назначаются коллегией, состоящей из раввинов и светских обществ. деятелей. В Рос. Федерации ныне существуют также 2 верховных Р.: от традиц. ортодоксов А. С. Шаевич (р. 1937), от любавичских хасидов Шломо Дов-Бер Пинхос Лазар (р. 1964).