Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАВВИ́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 111-112

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Членов

РАВВИ́Н (от евр. רכ – боль­шой, ве­ли­кий и רכי – мой гос­по­дин, мой на­став­ник), долж­но­ст­ное ли­цо в иу­дей­ской ре­лиг. об­щи­не. В евр. Свя­щен­ном Пи­са­нии тер­мин «Р.» не встре­ча­ет­ся. Он поя­вил­ся в тал­му­дич. пе­ри­од и позд­нее в сред­ние ве­ка толь­ко как обо­зна­че­ние ду­хов­но­го ли­де­ра. С 10 в. функ­ции Р. ста­ли бо­лее диф­фе­рен­ци­ро­ван­ны­ми: за­се­да­ние в рав­вин­ском су­де, ру­ко­во­д­ст­во си­на­го­галь­ной об­щи­ной, тол­ко­ва­ние во­про­сов, от­но­ся­щих­ся к иу­дей­ско­му ре­лиг. пра­ву (га­ла­ха), в ча­ст­но­сти во­про­сов, свя­зан­ных с се­мей­ным и об­ществ. ста­ту­сом чле­нов об­щи­ны, пуб­лич­ное вы­сту­п­ле­ние по суб­бо­там и в дни иу­дей­ских празд­ни­ков, фор­ми­ро­ва­ние и кон­тро­ли­ро­ва­ние об­ществ. по­жерт­во­ва­ний и фон­дов, ис­пол­не­ние долж­но­сти об­щин­но­го но­та­риу­са, ор­га­ни­за­ция вы­ку­па евр. плен­ных. Р. не счи­та­ет­ся свя­щен­но­слу­жи­те­лем, не рас­смат­ри­ва­ет­ся как по­сред­ник ме­ж­ду людь­ми и Бо­гом. Он дол­жен об­ла­дать пол­но­той зна­ний в об­лас­ти ре­лиг. пра­ва, вклю­чая бо­го­слу­же­ние и обыч­ное пра­во. По окон­ча­нии об­ра­зо­ва­ния Р. по­лу­ча­ет сми­ху – рав­вин­ское по­свя­ще­ние (ны­не оно вклю­ча­ет и спец. до­ку­мент – удо­сто­ве­ре­ние рав­вин­ско­го зва­ния). В совр. Из­раи­ле Р. счи­та­ют­ся гос. слу­жа­щи­ми.

Р. из­би­ра­ет­ся об­щи­ной на оп­ре­де­лён­ный срок (не обя­за­тель­но из чле­нов дан­ной об­щи­ны). Об­щи­на за­клю­ча­ет с Р. со­гла­ше­ние, он по­лу­ча­ет от неё воз­на­гра­ж­де­ние. Фор­маль­но Р. за­ви­сит от об­щи­ны и от­чи­ты­ва­ет­ся пе­ред ней. Де-юре зва­ние Р. не пе­ре­да­ёт­ся по на­след­ст­ву, хо­тя де-фак­то из­вест­но не­ма­ло рав­вин­ских ди­на­стий. В ха­си­диз­ме Р. по­лу­ча­ет сми­ху от ца­ди­ка или его до­ве­рен­но­го ли­ца, имею­ще­го рав­вин­ское зва­ние, и от­вет­ст­вен пе­ред ним. В не­ор­то­док­саль­ном иу­да­из­ме (ре­фор­ми­ст­ском и кон­сер­ва­тив­ном) Р. в боль­шей сте­пе­ни яв­ля­ет­ся про­по­вед­ни­ком и ду­хов­ным на­став­ни­ком, не­же­ли об­щин­ным долж­но­ст­ным ли­цом. В этих об­щи­нах, в от­ли­чие от ор­то­док­саль­ных, Р. мо­гут быть и жен­щи­ны. В вост. (се­фард­ских) евр. об­щи­нах тер­мин «Р.» рас­про­стра­нён не ши­ро­ко, че­ло­век, вы­пол­няю­щий ана­ло­гичные обя­зан­но­сти, там обыч­но на­зы­ва­ет­ся ха­хам – муд­рец. С позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья, осо­бен­но в Но­вое и Но­вей­шее вре­мя, по­яви­лось не обу­слов­лен­ное га­ла­хой по­ня­тие вер­хов­но­го Р. го­су­дар­ст­ва или адм. тер­ри­то­рии; на­зна­че­ние на этот пост не­ред­ко про­ис­хо­дит по со­гла­со­ва­нию со свет­ски­ми вла­стя­ми го­су­дарств, на тер­ри­тории ко­то­рых про­жи­ва­ют иу­дей­ские об­щи­ны. В Из­раи­ле су­ще­ст­ву­ют 2 вер­хов­ных Р. – се­фард­ский (с ти­ту­лом ри­шон ле-Ци­он – пер­вый в Сио­не) и аш­ке­наз­ский; они на­зна­ча­ют­ся кол­ле­ги­ей, со­стоя­щей из рав­ви­нов и свет­ских об­ществ. дея­те­лей. В Рос. Фе­де­ра­ции ны­не су­ще­ст­ву­ют так­же 2 вер­хов­ных Р.: от тра­диц. ор­то­док­сов А. С. Шае­вич (р. 1937), от лю­ба­вич­ских ха­си­дов Шло­мо Дов-Бер Пин­хос Ла­зар (р. 1964).

Вернуться к началу