Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СМИХА́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 488-489

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Членов

СМИХА́, се­ми­ха (ив­рит םמיכה – ру­ко­по­ло­же­ние, воз­ло­же­ние рук, ка­са­ние), в иу­да­из­ме – при­свое­ние ква­ли­фи­ка­ции рав­ви­на, до­ку­мент, под­твер­ждаю­щий эту ква­ли­фи­ка­цию. Ка­ж­дый рав­вин, или ха­хам (в се­фард­ских об­щи­нах), дол­жен иметь С., ана­лог ди­пло­ма, по­лу­чен­ный от к.-л. ди­пло­ми­ро­ван­но­го ре­лиг. ав­то­ри­те­та. Тал­муд оп­ре­де­ля­ет пол­но­мо­чия, под­твер­ждён­ные С. вы­ра­же­ни­ем: «Йо­ре? Йо­ре. Ядин? Ядин. Ятир? Ятир» («Ре­ша­ет? Ре­ша­ет. Су­дит? Су­дит. Доз­во­ля­ет? Доз­во­ля­ет») (Сан­хед­рин 5а). Счи­та­ет­ся, что до эпо­хи Вто­ро­го Хра­ма (6 в. до н. э. – 1 в. н. э.) су­ще­ст­во­ва­ла не­пре­рыв­ная тра­ди­ция по­свя­ще­ний в су­дьи и тол­ко­ва­те­ли ре­лиг. за­ко­нов, вос­хо­дя­щая к пер­вой С., дан­ной Мои­се­ем (Мо­ше) Ии­су­су На­ви­ну (Ие­го­шуа Бин-Ну­ну) в фор­ме ру­ко­по­ло­же­ния (Числ. 27:18–22; Втор. 34:9). По­сле раз­ру­ше­ния Хра­ма по­свя­ще­ние в фор­ме С. взял на се­бя Си­нед­ри­он в Иу­дее, за­тем это пра­во бы­ло пе­ре­да­но т. н. ва­ви­лон­ским ака­де­ми­ям. В сред­ние ве­ка еди­ная сис­те­ма С. раз­ру­ши­лась и лю­бой ав­то­ри­тет­ный в во­про­сах ре­лиг. пра­ва учи­тель стал да­вать С. сво­им уче­ни­кам и по­сле­до­ва­те­лям. Ны­не су­ще­ст­ву­ют С. раз­ных ти­пов. В ор­то­док­саль­ном иу­да­из­ме при­зна­ют­ся офи­ци­аль­ные С. гл. рав­ви­на­та Из­раи­ля, а так­же С., вы­дан­ные ав­то­ритет­ны­ми рав­ви­на­ми раз­ных ор­то­док­саль­ных кон­фес­сий, в т. ч. ха­сид­ских. В не­ор­то­док­саль­ном иу­да­из­ме – С. выс­ших ре­лиг. учеб­ных за­ве­де­ний (Евр. тео­ло­гич. се­ми­на­рии в Нью-Йор­ке, Хиб­ру-Юни­он кол­лед­жа и др.).

Вернуться к началу