Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АГА́МА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Р. Лидова

АГА́МА, наиболее общее обозначение религиозно-философской традиции постведийского времени (с сер. 1-го тыс. до н. э.) в индуизме, буддизме и джайнизме;  также – название корпуса текстов, посвящённых вопросам религии, философии, ритуала, теории и практики йоги и др., который в основном оформился к середине 1-го тыс. н. э.

Название агама [букв. «пришедший» (канон)] маркирует новый этап в развитии священной литературы, отделяя его от корпуса ведийских сочинений, который тогда же начал определяться как нигама [букв. «ушедший» (канон)]. В индуизме тексты агамы чаще всего ассоциируются с Шивой, от которого они и «пришли» в виде его наставлений супруге Уме. Они считались не менее достоверными и авторитетными, чем ведийские, и нередко именовались пятой ведой.

Как тексты, рассматривавшие аспекты постведийского религиозного мироустройства, они различались в зависимости от конфессии, в подавляющем большинстве случаев отражая раннее, или первоначальное, вероучение. В джайнизме агама – синоним термина сиддханта (доктрина), собрание канонических текстов, комментирующих поучения Махавиры. Записанная на языке ардхамагадхи, эта агама включала 11 основных разделов (анг), 12 малых разделов (упанг) и ряд дополнительных сочинений. В буддизме махаяны А. называют части, соответствующие никаям палийского канона (из пяти первонач. агам в китайском переводе сохранились четыре – Диргха, Мадхьяма, Самьюкта и Экоттара). В шиваизме и шактизме агама синонимична понятию тантра и насчитывает 77 произведений. В вишнуизме многочисленными агамами, или самхитами, именовали тексты, сохранившие учение 2 ранних школ – Панчаратры и Вайкханаса. Наиболее полным и разносторонним является шиваитский агамический канон, включающий 64 тантры кашмирского шиваизма, 28 тантр южноиндийской философской школы шайва-сиддханты, а также широко употребляемые в религиозной практике дополнительные упа-агамы.

Лит.: Goudriaan T. Hindu Tantric and Śākta Literature, Otto Harrassowitz Verlag, 1981; Sanderson A. Śaivism and the Tantric Tradition. London, 1988, c. 660–704; Sanjukta Gupta. Lakṣmī Tantra: A Pāñcarātra Text. Motilal Banarsidass, 2013.

Вернуться к началу