Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОТИ́Р

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 286

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Игошев
Потир. Новгород. Нач. 16 в. Музеи Московского Кремля.

ПОТИ́Р (греч. ποτήρ  – ча­ша, ку­бок), греч. на­зва­ние со­су­да – ча­ши, ис­поль­зуе­мой в хри­сти­ан­ском бо­го­слу­же­нии при со­вер­ше­ния та­ин­ст­ва Ев­ха­ри­стии. Вли­тое в П. ви­но в та­ин­ст­ве Ев­ха­ри­стии пре­су­ще­ст­в­ля­ет­ся в Кровь Гос­по­да Ии­су­са Хри­ста, пре­по­да­вае­мую ве­рую­щим в ка­че­ст­ве при­час­тия, что бы­ло ус­та­нов­ле­но Са­мим Хри­стом на Тай­ной ве­че­ре (Мф. 26:27–29). П. сим­во­ли­зи­ру­ет «ча­шу стра­да­ний» Хри­ста (ср.: Мф. 26:39).

П. мо­гут быть разл. фор­мы. Как пра­ви­ло, они со­сто­ят из по­лу­сфе­рич. ча­ши, скре­п­лён­ной с ус­той­чи­вым ко­ну­со­об­раз­ным или гра­нё­ным под­до­ном при по­мо­щи стоя­на – стерж­ня или труб­ки, на ко­то­рую обыч­но на­са­жи­ва­ет­ся ру­ко­ять. В ка­то­лич. Церк­ви П. обыч­но име­ют ча­шу ко­ну­со­об­раз­ной фор­мы, вме­щаю­щую не­боль­шой объ­ём ви­на, что обу­слов­ле­но ка­то­лич. пра­ви­лом при­ча­ще­ния Кро­вью Хри­сто­вой толь­ко свя­щен­ст­ва. Ча­ши П. ино­гда на­кры­ва­ют­ся спец. сет­ка­ми. Из­вест­ны «по­крыш­ки на по­ти­ры», из­го­тав­ли­вав­шие­ся в Рос­сии в кон. 18 в. с ук­ра­ше­ния­ми в тех­ни­ке рос­тов­ской рас­пис­ной эма­ли. В Ви­зан­тии и до­мон­голь­ской Ру­си ис­поль­зо­ва­лись так­же ев­ха­ри­стич. ча­ши на низ­ком под­до­не с дву­мя руч­ка­ми по бо­кам [ви­зант. П. в риз­ни­це со­бо­ра Св. Мар­ка в Ве­не­ции; на Ру­си к это­му ти­пу ев­ха­ри­стич. чаш от­но­сят­ся кра­ти­ры из Со­фий­ско­го со­бо­ра в Вел. Нов­го­ро­де (1-й пол. 12 в.)].

П. из­го­тав­ли­ва­лись из разл. ма­те­риа­лов. Цер­ков­ны­ми пра­ви­ла­ми бы­ло за­пре­ще­но де­лать П., как и др. ев­ха­ри­стич. со­су­ды – дис­ко­сы, лжи­цы, из не­дол­го­веч­ных хруп­ких ма­те­риа­лов, а так­же из ме­ди и мед­ных спла­вов, под­вер­жен­ных кор­ро­зии. Час­то П. пред­став­ля­ют со­бой вы­со­ко­ху­до­жеств. про­из­ве­де­ния де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва. Со вре­мён древ­ней Церк­ви П. вы­ко­вы­ва­лись из се­реб­ра, ре­же – из зо­ло­та. По­лу­сфе­рич. ча­ши П. ино­гда вы­та­чи­ва­лись из кам­ня (гор­ный хру­сталь, яш­ма, оникс и др.) и оп­рав­ля­лись дра­го­цен­ным ме­тал­лом. Из­вест­ны П. из оло­ва. В Рос­сии в бед­ней­ших хра­мах ис­поль­зо­ва­лись П., вы­то­чен­ные из де­ре­ва, ко­то­рые по­кры­ва­лись су­ри­ком и оли­фой (та­кие П. ук­ра­ша­лись жи­во­пис­ны­ми изо­бра­же­ния­ми), ино­гда – тон­ки­ми се­реб­ря­ны­ми пла­сти­на­ми. Ны­не П. из­го­тав­ли­ва­ют­ся в осн. из зо­ло­чё­но­го се­реб­ра. По краю (вен­цу) глад­ко от­по­ли­ро­ван­ной ча­ши П. мо­гут гра­ви­ро­вать­ся ли­тур­гич. над­пи­си, ни­же – изо­бра­же­ния деи­су­са и Гол­гоф­ско­го кре­ста. П. ук­ра­ша­ют­ся кам­ня­ми, мно­го­цвет­ной эма­лью, чер­нью, рез­ны­ми узо­ра­ми вью­щей­ся ви­но­град­ной ло­зы, оли­це­тво­ряю­щей Хри­ста, цве­та­ми и пыш­ны­ми тра­ва­ми, сим­во­ли­зи­рую­щи­ми рай­ский сад.

Лит.: Де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное ис­кус­ст­во Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да. Ху­до­же­ст­вен­ный ме­талл XI–XV в. / Сост. И. А. Стер­ли­го­ва. М., 1996; Иго­шев В. В. Дра­го­цен­ная цер­ков­ная ут­варь XVI–XVII вв. Ве­ли­кий Нов­го­род. Яро­славль. Соль­вы­че­годск. М., 2009.

Вернуться к началу