ПАШУПА́ТА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАШУПА́ТА (санскр. Pa̅śupata), секта в шиваизме (ныне не существующая). Название происходит от одного из имён Шивы – Пашупати – «Господин тварей», или «Властитель душ» (некоторые исследователи считают, что культ Пашупати восходит к протоиндийской цивилизации долины р. Инд). О культе и учении П. известно из соч. «Пашупата-сутра» основателя секты Лакулиши, который считается инкарнацией Шивы. Из др. текстов П. важна «Панча-артха-бхашья» Каундиньи (4–5 вв.). П. возникла, вероятно, в начале нашей эры (впервые упоминается в «Махабхарате»). В период правления Гуптов (4–6 вв.), по свидетельству паломников и эпиграфики, храмы П. имелись в разных частях Индии, особенно на севере. В 7–14 вв. П. была влиятельна в Юж. Индии.
Согласно учению П., Ишвара, являющийся причиной мира, абсолютно свободен как от своего творения (мира), так и от закона кармы и не является источником дхармы, поэтому он не награждает праведников и не наказывает грешников. Это положение – самое большое отступление от традиц. индуистского принципа морального воздаяния (карма). В П. преданность богу (бхакти) сочеталась с жёсткими аскетич. практиками. Адепт П., желающий добиться милости Шивы, стремился к освобождению от всех видов зависимости и достижению состояния свободы (сватантрья) ценой полного отказа от собственного «я» и от человеческого состояния как такового. Это достигалось 2 путями: действием и недействием. Освобождению от привязанности к социальной жизни способствовали эксцентричный облик и асоциальное поведение адептов (громкий храп, тряска, подражание калекам, безумным, животным, неприличные жесты в присутствии женщин), носившие демонстративный характер, чтобы вызвать порицание, осуждение и даже насилие. Недействие выражалось в отрешении от мира, полном посвящении себя Шиве. В П., вероятно, практиковались человеческие жертвоприношения в форме добровольной смерти.
Разрыв связей с обществом, неисполнение регулирующей его функционирование дхармы (религ. оппозиция «чистое-нечистое»), пренебрежение человеческим состоянием через преодоление отвращения (напр., поедание трупного мяса), гордости, стыда, страха и т. п. рождают, согласно учению П., мощную очистит. энергию. Это соответствует традиц. инд. представлению о том, что энергия преодоления сильных эмоциональных состояний (страсти, аффекты) сильнее энергетич. потенциала самих этих состояний. При этом последователи П. (как и адепты др. радикальных сект шиваизма – капалики, каламукхаки) не были маргиналами, не нашедшими места в кастовом обществе; как правило, они принадлежали к брахманскому сословию. Исследователи отмечают сходство практик П. и др.-греч. киников, сравнивают Шиву-Пашупати с Дионисом.
Совр. наследницей П. является секта агхори. Шиве, как Пашупати, продолжают поклоняться в храме Пашупатинатх (Непал).