Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАШУПА́ТА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 493-494

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Лысенко

ПАШУПА́ТА (санскр. Pa̅śupata), сек­та в ши­ва­из­ме (ны­не не су­ще­ст­вую­щая). На­зва­ние про­ис­хо­дит от од­но­го из имён Ши­вы – Па­шу­па­ти – «Гос­по­дин тва­рей», или «Вла­сти­тель душ» (не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что культ Па­шу­па­ти вос­хо­дит к про­то­ин­дий­ской ци­ви­ли­за­ции до­ли­ны р. Инд). О куль­те и уче­нии П. из­вест­но из соч. «Па­шу­па­та-сут­ра» ос­но­ва­те­ля сек­ты Ла­ку­ли­ши, ко­то­рый счи­та­ет­ся ин­кар­на­ци­ей Ши­вы. Из др. тек­стов П. важ­на «Пан­ча-арт­ха-бха­шья» Ка­ун­ди­ньи (4–5 вв.). П. воз­ник­ла, ве­ро­ят­но, в на­ча­ле на­шей эры (впер­вые упо­ми­на­ет­ся в «Ма­хаб­ха­ра­те»). В пе­ри­од прав­ле­ния Гуп­тов (4–6 вв.), по сви­де­тель­ст­ву па­лом­ни­ков и эпи­гра­фи­ки, хра­мы П. име­лись в раз­ных час­тях Ин­дии, осо­бен­но на се­ве­ре. В 7–14 вв. П. бы­ла влия­тель­на в Юж. Ин­дии.

Со­глас­но уче­нию П., Иш­ва­ра, яв­ляю­щий­ся при­чи­ной ми­ра, аб­со­лют­но сво­бо­ден как от сво­его тво­ре­ния (ми­ра), так и от за­ко­на кар­мы и не яв­ля­ет­ся источ­ни­ком дхар­мы, по­это­му он не на­гра­ж­да­ет пра­вед­ни­ков и не на­ка­зы­ва­ет греш­ни­ков. Это по­ло­же­ние – са­мое боль­шое от­сту­п­ле­ние от тра­диц. ин­дуи­ст­ско­го прин­ци­па мо­раль­но­го воз­дая­ния (кар­ма). В П. пре­дан­ность бо­гу (бхак­ти) со­че­та­лась с жё­ст­ки­ми ас­ке­тич. прак­ти­ка­ми. Адепт П., же­лаю­щий до­бить­ся ми­ло­сти Ши­вы, стре­мил­ся к ос­во­бо­ж­де­нию от всех ви­дов за­ви­си­мо­сти и дос­ти­же­нию со­стоя­ния сво­бо­ды (сва­тан­трья) це­ной пол­но­го от­ка­за от соб­ст­вен­но­го «я» и от че­ло­ве­че­ско­го со­стоя­ния как та­ко­во­го. Это дос­ти­га­лось 2 пу­тя­ми: дей­ст­ви­ем и не­дей­ст­ви­ем. Ос­во­бо­ж­де­нию от при­вя­зан­но­сти к со­ци­аль­ной жиз­ни спо­соб­ст­во­ва­ли экс­цен­трич­ный об­лик и асо­ци­аль­ное по­ве­де­ние адеп­тов (гром­кий храп, тря­ска, под­ра­жа­ние ка­ле­кам, бе­зум­ным, жи­вот­ным, не­при­лич­ные жес­ты в при­сут­ст­вии жен­щин), но­сив­шие де­мон­ст­ра­тив­ный ха­рак­тер, что­бы вы­звать по­ри­ца­ние, осу­ж­де­ние и да­же на­си­лие. Не­дей­ст­вие вы­ра­жа­лось в от­ре­ше­нии от ми­ра, пол­ном по­свя­ще­нии се­бя Ши­ве. В П., ве­ро­ят­но, прак­ти­ко­ва­лись че­ло­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния в фор­ме доб­ро­воль­ной смер­ти.

Раз­рыв свя­зей с об­ще­ст­вом, не­ис­пол­не­ние ре­гу­ли­рую­щей его функ­цио­ни­ро­ва­ние дхар­мы (ре­лиг. оп­по­зи­ция «чис­тое-не­чис­тое»), пре­неб­ре­же­ние че­ло­ве­че­ским со­стоя­ни­ем че­рез пре­одо­ле­ние от­вра­ще­ния (напр., по­еда­ние труп­но­го мя­са), гор­до­сти, сты­да, стра­ха и т. п. ро­ж­да­ют, со­глас­но уче­нию П., мощ­ную очи­стит. энер­гию. Это со­от­вет­ст­ву­ет тра­диц. инд. пред­став­ле­нию о том, что энер­гия пре­одо­ле­ния силь­ных эмо­цио­наль­ных со­стоя­ний (стра­сти, аф­фек­ты) силь­нее энер­ге­тич. по­тен­циа­ла са­мих этих со­стоя­ний. При этом по­сле­до­ва­те­ли П. (как и адеп­ты др. ра­ди­каль­ных сект ши­ва­из­ма – ка­па­ли­ки, ка­ла­мук­ха­ки) не бы­ли мар­ги­на­ла­ми, не на­шед­ши­ми ме­ста в кас­то­вом об­ще­ст­ве; как пра­ви­ло, они при­над­ле­жа­ли к брах­ман­ско­му со­сло­вию. Ис­сле­до­ва­те­ли от­ме­ча­ют сход­ст­во прак­тик П. и др.-греч. ки­ни­ков, срав­ни­ва­ют Ши­ву-Па­шу­па­ти с Дио­ни­сом.

Совр. на­след­ни­цей П. яв­ля­ет­ся сек­та аг­хо­ри. Ши­ве, как Па­шу­па­ти, про­дол­жа­ют по­кло­нять­ся в хра­ме Па­шу­па­ти­натх (Не­пал).

Лит.: Ingalls D. Cynics and Pasupatas: The Seeking of Dishonor // Harvard Theological Review. 1962. Vol. 55. № 4; Lorenzen D. N. The Ka̅pa̅likas and Ka̅la̅mukhas: two lost Śaivite sects. 2nd ed. Delhi, 1991; McEvilley Th. The shape of ancient thought. N. Y., 2002; Сво­бо­да Р. Аг­хо­ра. По ле­вую ру­ку Бо­га. 2-е изд. М., 2012.

Вернуться к началу