ОКРУЖНО́Е ПОСЛА́НИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОКРУЖНО́Е ПОСЛА́НИЕ, документ Рус. старообрядч. церкви (Белокриницкая иерархия), изданный 24.2(8.3).1862 от имени старообрядч. моск. Духовного совета, адресованный всем старообрядцам, приемлющим Белокриницкую иерархию, с целью унификации воззрений и единения старообрядцев.
В 1850-х – нач. 1860-х гг. среди старообрядцев, в т. ч. приемлющих Белокриницкую иерархию, усилились эсхатологич. ожидания: на 1860 предсказывался конец света, распространялись присущие беспоповцам представления о духовном антихристе. В нач. 1862 старообрядч. начётчик, писатель, апологет Иларион Георгиевич Кабанов (псевд. Ксенос) [окт. 1819 – 4(16).12.1882], обеспокоенный распространением подобных настроений, предложил составить О. п. Большинство его пунктов написал наместник Белокриницкой митрополии еп. Браиловский Онуфрий (Парусов), фактически возглавлявший тогда Белокриницкое согласие в России. О. п. подписали 4 архиерея [архиеп. Антоний (Шутов), епископы Браиловский Онуфрий, Казанский Пафнутий и Балтовский Варлаам], 3 священника, 3 диакона и инок Алимпий (Милорадов). 15.4.1863 О. п. было подписано и заграничным старообрядч. собором – епископами Славским Аркадием, Васлуйским Аркадием, Тульчинским Иустином, а также белокриницким архидиаконом Филаретом.
В О. п. приводится перечень и сжатый обзор 10 «ложных и баснословных» старообрядч. сочинений (в т. ч. Апокалипсиса седмитолкового, Книги Евстафия Богослова, Слова от старчества и др.); говорится о вечности Церкви и священства (против беспоповского учения о «прекращении» священства после раскола Рус. церкви и о том, что можно спастись и без священства); о «заблуждениях» синодальной Церкви, из-за которых старообрядцы от неё отделяются [изменение «древлецерковных преданий», наложение Большим Московским собором (1666–1667) клятв на последователей старых обрядов, «жестокословные порицания» на имя «Исус» и двуперстное сложение при крестном знамении, резкие выражения полемистов синодальной Церкви]; о написании «Иисус» (против беспоповского утверждения, что под этим написанием скрывается антихрист, которого будто бы почитает синодальная Церковь); об изображении креста; о Евхаристии; о молении за царя (против тех, кто отказывается молиться за власть); изложено учение об антихристе, о конце света и Втором пришествии Христа. Текст О. п. неоднократно переиздавался старообрядцами (Яссы, 1864; Коломыя, 1876; [М.], 2005), а также распространялся в рукописных списках.
Издание О. п. привело к разделению старообрядцев Белокриницкого согласия на признавших послание («окружники»; бóльшая часть) и не признавших его («противоокружники», «неокружники»). «Неокружники» образовали отд. согласие; им удалось привлечь на свою сторону митр. Белокриницкого Кирилла (Тимофеева), который в нарушение канонич. правил рукоположил на Московскую кафедру еп. Антония (Климова), прозванного Новым, или Вторым. В целях ликвидации раскола Освященный собор Белокриницкого согласия 1(13).11.1865 объявил О. п. «яко не бывшим», что, однако, не прекратило раскола. В дальнейшем «неокружники» разделились на сторонников еп. Нижегородского Иосифа и нового еп. Московского Иова (Борисова). Для примирения «неокружников» с Белокриницким согласием в июне 1906 состоялся собор, пришедший к выводу, что препятствий для объединения нет; был подписан акт о примирении. Большинство «неокружников» вернулись в Белокриницкое согласие, но часть их во главе с еп. Иовом (Борисовым) отказалась от примирения. В 1906–07 от еп. Иова отделилась группа, не признающая регистрацию общин («необщинники»), от которых, в свою очередь, в 1908 отделилась группа заваловцев [последователей инока Геннадия (Завалова)], не имевшая епископов. Последний «неокружнический» еп. Богородский Пётр (Глазов) умер в 1952 в заключении. Во 2-й пол. 20 в. существовали малочисленные группы «неокружников», из-за отсутствия священников перешедших к беспоповской практике.
После издания О. п. ряд исследователей старообрядчества (Н. И. Субботин, И. Ф. Нильский, П. И. Мельников) высказали мнение, что старообрядцы Белокриницкого согласия близки к воссоединению с синодальной Церковью. О. п. косвенным образом повлияло на переход в единоверие 23.6(5.7).1865 ряда старообрядч. деятелей, в т. ч. еп. Онуфрия (Парусова).