ОЛЕСНИ́ЦКИЙ АКИМ АЛЕКСЕЕВИЧ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
ОЛЕСНИ́ЦКИЙ Аким Алексеевич [1842, Волынская губ. – 27.8(9.9).1907, Алупка; похоронен в Киеве], рос. библеист, церковный археолог, проповедник, публицист; д. стат. сов. (1899). Из семьи протоиерея. Окончил Киевскую духовную академию (КДА, 1867). Преподаватель кафедр евр. языка и библейской археологии в КДА (с 1867). Д-р богословия [1877; степень присуждена за соч. «Иерусалим и его древние памятники»]. Экстраординарный (1873), ординарный (1883), засл. проф. КДА (1892). Редактор «Трудов Киевской духовной академии» (ТКДА; 1881–83). Инспектор КДА (1881–83). Один из учредителей и поч. чл. Палестинского общества (1882). С 1899 в отставке, поч. чл. КДА и С.-Петерб. духовной академии.
О. участвовал в проекте Синодального перевода Библии [перевёл книги пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, а также Плач Иеремии (1865–73)]. С науч. командировками 4 раза посещал Палестину и соседние территории: 1873–1874, 1886, 1889, 1891 (в составе экспедиции Н. П. Кондакова по Заиорданью). О. принадлежат первые в отеч. науке фундам. описания памятников Святой земли и соседних территорий [«Иерусалим и его древние памятники» (1875); «Замечательнейшие по древним памятникам места Иудеи, Самарии, Галилеи верхней и нижней, Финикии и Ливанской области» (1878), «Ветхозаветный храм в Иерусалиме» (1889), «Мегалитические памятники Святой Земли» (1895)], для своего времени исчерпывающие по широте собрания материала. Под науч. редакцией О. издан перевод «Руководства к Библейской археологии» К. Ф. Кейля (1871–76).
Как библеист О. стремился прежде всего защищать традиц. библейские представления от выводов зап. критич. теорий. Ему принадлежит и ряд оригинальных гипотез в библеистике. Рассматривая природу библейских поэтич. текстов, он отвергал утвердившуюся на Западе теорию «параллелизма членов» как основы евр. стихосложения, предлагая собств. гипотезу тонич. природы библейского стиха («Рифм и метр ветхозаветной поэзии», 1872). Книги Паралипоменон О. считал оригиналом летописей Иудейского царства и в этом качестве источником книг Царств, что кардинально меняло утвердившееся в библеистике мнение о времени их написания [«Государственная летопись царей иудейских, или Книги забытые (Паралипоменона)», 1879]. Богатую и разнородную образность в традиции толкований на книгу Песнь Песней О. восполнил конкретикой палестинской природы и времён года («Книга Песнь Песней и её новейшие критики», 1881–82). Работы О. имели авторитет в дореволюционной рос. библейской науке, но в дальнейшем не нашли поддержки.
О. регулярно произносил проповеди в Киево-Братском мон. В многочисл. публицистич. статьях отзывался на насущные идейные вопросы времени; в частности, полемизировал со взглядами Л. Н. Толстого. Его проповеди и статьи печатались в «Трудах Киевской духовной академии», «Воскресном чтении», «Киевских епархиальных ведомостях», издавались отд. оттисками.