ОРА́НТА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРА́НТА (от лат. orans, род. п. orantis – молящийся), изображение мужской или женской фигуры с воздетыми руками, предстоящей перед Богом в молитве, в просьбе о заступничестве; один из иконографич. типов Богоматери.
Истоки образа О., первоначально носившего обобщённый, символич. характер, лежат в античном иск-ве, в котором О. была аллегорией благочестия. В христианском иск-ве О. появилась в 3 в. в росписях катакомб (напр., в т. н. зале Оранта под ц. Санти-Джованни-э-Паоло в Риме, кон. 3 – нач. 4 вв.) и в рельефах саркофагов (саркофаг с библейскими сценами, ок. 300, Гор. музей Веллетри, Италия, и др.). С 4 в. она приобретает индивидуализиров. характер и начинает восприниматься как изображение конкретных людей (изображение св. Венеранды в аркосолии святых Венеранды и Петрониллы в катакомбах Домитиллы 2-й пол. 4 в. в Риме, и др.). Как правило, такие изображения самодостаточны, реже входят в состав композиций, как на фреске Христианской капеллы в районе больницы св. Иоанна в Риме ок. сер. 5 в., где представлен Христос, коронующий двух жён с воздетыми в молитве руками. В позе О. изображали христианских святых (мученики в ротонде Св. Георгия в г. Салоники, кон. 4 – 1-я четв. 5 вв.; св. Аполлинарий в ц. Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, ок. 549; св. Лука Стирит в мон. Осиос-Лукас в Фокиде, 1030–40-е гг.), ветхозаветных персонажей (праотец Ной на фреске Греческой капеллы катакомб Присциллы в Риме, ок. 320–340; пророк Даниил во рву львином на миниатюре «Христианской топографии» Космы Индикоплова, 2-я пол. 9 в., Б-ка Ватикана; три отрока в огненной пещи на крышке саркофага из Капитолийских музеев, нач. 4 в.; Сусанна на фреске гробницы 5 в. из Музея визант. культуры в г. Салоники).
Самые ранние изображения Богоматери Оранта относятся к 6 в. (напр., в составе сцены «Вознесение» в Евангелии Раввулы, 586, Б-ка Лауренциана, Флоренция). Образ Богоматери О. в апсидах может быть также связан с темой Второго пришествия Христа, напр. в 17-й капелле в Бауите (6–7 вв., Египет). В средневизантийский период изображение Богоматери О. помещалось в конхе апсиды (Софийский собор в Киеве, 1030–40-е гг.; фрески Эски-Гюмюш в Каппадокии, ок. сер. 11 в.; ц. Спасителя в г. Цаленджиха в Грузии, 1384–96).
Образы Богоматери О. может сопровождать слово «Влахернитисса»; так устанавливается их связь со знаменитым константинопольским храмом Богородицы во Влахернах, где, вероятно, хранились прототипы икон с такой иконографией.
Изображение Богоматери с воздетыми руками и Младенцем на груди, образ которого может быть заключён в медальон, называют Знамение, Воплощение, Влахернитисса, Великая Панагия, Эпискепсис и Платитера (или «Ширшая небес»). Несмотря на множественность названий, принципиального различия между ними нет, в каждом случае используется название, исторически закрепившееся за тем или иным конкретным образом. Богоматерь может быть представлена в рост (как на фреске, занимавшей гл. апсиду ц. Спаса на Нередице, 1198), погрудно (напр., на лицевой стороне двусторонней иконы из Софийского собора Новгорода Великого, 1130–1140-е гг.) или по пояс (фреска вост. части собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон., 1502, Дионисий с сыновьями), а Христос может изображаться как благословляющим правой рукой и со свитком в левой руке (икона Богоматери Влахернитиссы из Синайского монастыря св. Екатерины, ок. сер. 13 в.), так и благословляющим обеими руками (икона Богоматери Платитеры, 15 в., мон. Пантократора на Афоне). Прототип такого образа можно встретить во фрагменте росписи катакомб Большого кладбища в Риме (2-я четв. 4 в.), однако его примеры в визант. искусстве известны лишь с 11 в. Этот иконографич. тип символизирует Боговоплощение; его смысл заключён в начальных строках Евангелия от Иоанна (Ин. 1:1, 14) и словах из Книги пророка Исайи «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7:14), поскольку Христос обычно представлен в иконографич. типе Эммануила.
Несмотря на значит. смысловое отличие от типа О., термин «О.» иногда используется в названии знаменитой иконы из Ярославля («Ярославская Оранта», 1-я четв. 13 в., ГТГ), именуемой также «Великая Панагия». Сама икона Богоматери «Знамение» представлена на иконе «Чудо от иконы Богоматери "Знамение"» (15 в., Новгородский гос. объединённый музей-заповедник; см. Новгородская икона Божией Матери «Знамение»).
Образы Богоматери О. часто входят в состав изображений Вознесения Господня (икона из праздничного ряда иконостаса Софийского собора Новгорода Великого, ок. 1341, Новгородский гос. объединённый музей-заповедник, и мн. др.) и Покрова Пресвятой Богородицы (икона кон. 15 в. из собрания банка «Intesa», галерея «Палаццо Леони Монтанари», Виченца).