НОВОМУ́ЧЕНИКИ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НОВОМУ́ЧЕНИКИ, святые православной Церкви, принявшие смерть за веру во Христа в относительно недавнее время (в отличие от мучеников, пострадавших в ходе гонений на христиан в первые века христианства).
Термин «Н.» стал применяться в отношении православных мучеников, пострадавших от иноверцев после араб. завоевания Святой земли (напр., Н. называется Илия, казнённый в 779 в Дамаске), и получил широкое распространение в Османской империи. Мученичество христиан в Османской империи продолжалось до 20 в. Наиболее чтимые из них – Георгий Новый Софийский, или Кратовский (ум. 1515), Злата (ум. 1795), Георгий Янинский (ум. 1838). Канонизация Н. продолжается доныне. Так, 26.6.2011 Элладской православной церковью прославлен 1241 Наусский Н., пострадавший в 1822 в г. Науса (ныне Греция).
Новомучениками и исповедниками Церкви Русской называют православных христиан, пострадавших от атеистич. власти в СССР в период с 1917 по нач. 1950-х гг. и причисленных к лику святых.
Массовые репрессии (см. Массовые репрессии 1920 – начала 1950-х гг. в СССР) против верующих развернулись с начала Гражданской войны 1917–22 и, как правило, имели характер внесудебных расправ, часто с применением пыток, чтобы принудить христиан отречься от веры [напр., сщмч. Андроник (Никольский), архиеп. Пермский, был закопан в землю живым; сщмч. Александр Малиновский задушен епитрахилью]. В 1922–24 был организован ряд судебных процессов, имевших целью разрушение организационных структур Рус. церкви. Значит. число верующих, в т. ч. архиереев, было отправлено в ссылку, некоторые приговорены к смертной казни. В 1928–31 в связи с проведением раскулачивания и насильственной коллективизации тяжёлый удар нанесён государством по сельскому приходскому духовенству, которое часто причислялось к категории кулаков. В это же время были закрыты последние монастыри и большинство гор. храмов, многие из священнослужителей подверглись арестам.
Самой масштабной в отношении жертв среди верующих стала репрессивная кампания 1937–38 (см. в ст. «Большой террор»), давшая наибольшее число Н. К нач. 1940-х гг. проводившаяся в СССР политика построения «безрелигиозного общества» привела к гибели почти всего состава священно- и церковнослужителей РПЦ и большого числа мирян. Власти утверждали, что преследуют верующих не за саму принадлежность к христианству, а за гос. преступления (доказательства преступлений фабриковались карательными органами). Тем не менее известно много случаев арестов священников за благотворит. и миссионерскую деятельность, за проповеди в храмах, за привлечение внимания верующих запрещённым колокольным звоном, за совершение тайных богослужений и треб на дому по причине закрытия храмов [преподобноисповедники Леонтий (Стасевич), Севастиан (Фомин) и др.]. Под угрозой пыток и смерти христиане принуждались к попиранию христианских заповедей, лжесвидетельству против себя или других, а также к сотрудничеству с органами госбезопасности.
Впервые принявшие смерть от коммунистич. режима православные христиане были названы новыми мучениками в апр. 1918 патриархом Московским и всея Руси Тихоном (Белавиным). Сведения о мученичестве собирались в Рус. православной церкви за границей свящ. Михаилом Польским (1891–1960); в 1940–50-х гг. им был опубликован труд «Новые мученики Российские». В соответствии с решением Поместного собора РПЦ 1988 в 1989 была создана Синодальная комиссия по канонизации святых [первый пред. в 1989–2011 – митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков)], в задачу которой вошло и изучение подвига Н. Фактически эти исследования и последующая канонизация Н. и исповедников стали возможны после Указа Президента РФ от 23.6.1992 «О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служащих основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека». Первая канонизация в лике новомучеников и исповедников состоялась на Архиерейском соборе РПЦ 1992 [Архиерейский собор 1989 канонизировал патриарха Тихона (Белавина) не как исповедника, а как святителя, тем не менее ныне он фактически возглавляет Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской] – были канонизированы сщмч. Владимир (Богоявленский), митр. Киевский и Галицкий; сщмч. Вениамин (Казанский), митр. Петроградский и Гдовский; преподобномученик Сергий (Шеин); мученики Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров; преподобномученицы вел. кн. Елизавета Фёдоровна и инокиня Варвара (Яковлева). 16.2.1999 Синод принял решение о соборном прославлении новомучеников и исповедников с включением после предварит. изучения материалов в состав Собора как поименованных, так и безымянных Н. и исповедников. Юбилейный Архиерейский собор 2000 постановил прославить для общецерковного почитания в лике новомучеников и исповедников более 1200 подвижников веры, включая тех, кто ранее был канонизирован для местного почитания. К 2011 прославленных поимённо новомучеников и исповедников российских насчитывалось 1770. Процесс рассмотрения дел репрессированных православных на предмет их канонизации продолжается. Места, связанные с подвигом Н., и места их особого почитания – Соловецкий монастырь (см. также Соловецкий лагерь особого назначения), Бутовский полигон под Москвой и др.
В Римско-католической церкви
В Римско-католической церкви также существуют мученики Нового и Новейшего времени, напр. католики-китайцы, пострадавшие в Китае в 17–20 вв., мученики войны «кристерос» 1926–29 в Мексике, Гражд. войны в Испании 1936–39, польск. мученики 2-й мировой войны, укр. мученики (в осн. униаты из Зап. Украины и Закарпатья), мученики из числа жертв нацизма и разл. диктаторских режимов 20 в. Однако эти мученики не объединены в особый чин святости, поэтому понятия Н. в литургич. календаре Римско-католич. церкви нет, т. е. память пострадавших за веру в Новое и Новейшее время никак особо не выделяется.