Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЛАДИ́МИР МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ГАЛИЦКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 428-429

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. К. Галкин, Дамаскин (Орловский)

ВЛАДИ́МИР (Бо­го­яв­лен­ский Ва­си­лий Ни­ки­фо­ро­вич) [1(13).1.1848, с. Ма­лая Мор­шев­ка (Ма­лая Мор­шка, Ма­лые Мор­шки) Мор­шан­ско­го у. Там­бов­ской губ. – 25.1(7.2).1918, Ки­ев], ми­тро­по­лит Ки­ев­ский и Га­лиц­кий, свя­щен­но­му­че­ник.

Из се­мьи свя­щен­ни­ка. По­сле за­вер­ше­ния ака­де­мич. кур­са в Ки­ев­ской ду­хов­ной ака­де­мии (1870–74) на­зна­чен пре­по­да­ва­те­лем го­ми­ле­ти­ки, ли­тур­ги­ки и ка­но­ни­ки в Там­бов­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию. В янв. 1882 был ру­ко­по­ло­жен в ие­реи в По­кров­ском со­бо­ре г. Коз­лов (ныне Ми­чу­ринск). По­сле ран­ней смер­ти суп­ру­ги и един­ст­вен­но­го ре­бён­ка в февр. 1886 при­нял мо­на­ше­ст­во, за­тем воз­ве­дён в сан ар­хи­ман­д­ри­та, на­зна­чен на­стоя­те­лем Тро­иц­ко­го мон. в Коз­ло­ве. В окт. 1886 пе­ре­ве­дён на ту же долж­ность в нов­го­род­ский Ан­то­ния Рим­ля­ни­на мо­на­стырь.

В ию­не 1888 в Тро­иц­ком со­бо­ре Алек­сан­д­ро-Нев­ской лав­ры ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па Ста­ро­рус­ско­го, ви­ка­рия Нов­го­род­ской епар­хии. Как по­мощ­ник митр. Нов­го­род­ско­го Иси­до­ра (Ни­коль­ско­го), В. осо­бое вни­ма­ние уде­лял про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти: бла­го­да­ря его уси­ли­ям в Нов­го­ро­де бы­ла от­кры­та епар­хи­аль­ная б-ка (1890), во всех при­хо­дах бы­ли уч­ре­ж­де­ны вне­бо­го­слу­жеб­ные бе­се­ды. С янв. 1891 на Са­мар­ской ка­фед­ре.

В окт. 1892 на­зна­чен эк­зар­хом Гру­зии с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­еп. Кар­та­лин­ско­го и Ка­хе­тин­ско­го. Бла­го­да­ря дея­тель­но­сти В. в эк­зар­ха­те бы­ло вы­строе­но бо­лее 100 но­вых хра­мов, во­зоб­нов­ле­ны служ­бы в за­кры­тых церк­вах, вос­ста­нов­ле­ны Мцхет­ский со­бор, мцхет­ский Сам­тавр­ский во имя рав­но­апо­столь­ной Ни­ны мо­на­стырь.

В февр. 1898, по­сле воз­ве­де­ния в сан ми­тро­по­ли­та, В. был на­зна­чен на Моск. ка­фед­ру. При нём ви­ка­рия­ми Моск. епар­хии ста­ли вы­даю­щие­ся цер­ков­ные дея­те­ли – еп. Во­ло­ко­лам­ский Ар­се­ний (Стад­ниц­кий), еп. Дмит­ров­ский Три­фон (Тур­ке­ста­нов), еп. Сер­пу­хов­ской Ана­ста­сий (Гри­ба­нов­ский). Бла­го­да­ря уси­ли­ям В. в Мо­ск­ве в 1903 был от­крыт епар­хи­аль­ный дом с хра­мом во имя рав­но­апо­столь­но­го кн. Вла­ди­ми­ра, став­ший цен­тром про­све­ти­тель­ской и мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти в епар­хии (в нём раз­мес­ти­лись ре­дак­ции епар­хи­аль­ных ду­хов­ных жур­на­лов, Ки­рил­ло-Ме­фо­ди­ев­ское моск. брат­ст­во, Пра­во­слав­ное мис­сио­нер­ское об-во, др. про­све­ти­тель­ские и бла­го­тво­ри­тель­ные ор­га­ни­за­ции).

Под­дер­жи­вая тес­ные свя­зи с Сою­зом рус­ско­го на­ро­да, В. ка­те­го­ри­че­ски осу­дил Ре­во­лю­цию 1905–07, при этом его по­сла­ния про­тив за­бас­то­вок, бес­по­ряд­ков и их ор­га­ни­за­то­ров, ра­зо­слан­ные в моск. при­хо­ды, бы­ли на­столь­ко рез­ки­ми, что не бы­ли при­ня­ты да­же ча­стью бла­го­чин­ных и при­ход­ских свя­щен­ни­ков, и в свя­зи с этим бы­ло вы­пу­ще­но (в окт. 1905) осо­бое по­ста­нов­ле­ние Свя­тей­ше­го Си­но­да, ко­то­рый счёл, что по­сла­ния мо­гут стать «при­чи­ной меж­до­усоб­но­го раз­до­ра сре­ди на­се­ле­ния».

В но­яб. 1912 ми­тро­по­лит В. по­лу­чил на­зна­че­ние на С.-Пе­терб. ка­фед­ру. В 1915 до­бил­ся ау­ди­ен­ции у имп. Ни­ко­лая II, на ко­то­рой вы­ска­зал про­тест про­тив про­из­воль­ных пе­ре­ме­ще­ний ар­хие­ре­ев и влия­ния на внут­ри­цер­ков­ную жизнь по­сто­рон­них лиц, в ча­ст­но­сти Г. Е. Рас­пу­ти­на. Этот про­тест при­вёл к ох­ла­ж­де­нию от­но­ше­ний с имп. семь­ёй, вслед­ст­вие че­го в но­яб. 1915 В. был пе­ре­ве­дён в Ки­ев, но с со­хра­не­ни­ем ста­ту­са пер­вен­ст­вую­ще­го чле­на Си­но­да.

Святой Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий. Икона. 1990-е гг.

По­сле Фев­раль­ской ре­во­лю­ции 1917 из-за оп­по­зи­ции к дей­ст­ви­ям обер-про­ку­ро­ра Си­но­да В. Н. Льво­ва ука­зом Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ст­ва В. был ос­во­бо­ж­дён от при­сут­ст­вия в Си­но­де. Уча­ст­во­вал в По­ме­ст­ном со­бо­ре Пра­во­слав­ной Рос. церк­ви 1917–18, в пер­вом ту­ре вы­бо­ров Все­рос­сий­ско­го пат­ри­ар­ха (по­лу­чил 13 го­ло­сов), воз­глав­лял чин ин­тро­ни­за­ции пат­ри­ар­ха Мо­с­ков­ско­го и всея Рос­сии св. Ти­хо­на. Ми­тро­по­лит В. был про­тив­ни­ком уси­ли­вав­ше­го­ся в 1917–18 в укр. епар­хи­ях се­па­ра­ти­ст­ско­го дви­же­ния. В дни бо­ёв под Кие­вом он на­хо­дил­ся в Кие­во-Пе­чер­ской лав­ре. 23.1(5.2). 1918 боль­ше­ви­ки ов­ла­де­ли лав­рой; 25 янв. (7 февр.) ми­тро­по­лит В. был рас­стре­лян.

Ка­но­ни­зи­ро­ван Ар­хие­рей­ским со­бо­ром Рус. пра­во­слав­ной церк­ви (1992). На­граж­дён ор­де­на­ми Св. Алек­сан­д­ра Нев­ско­го, Св. Вла­ди­ми­ра 1-й сте­пе­ни.

Лит.: Кри­ко­та Н., свящ. Жиз­не­опи­са­ние свя­щен­но­му­че­ни­ка Вла­ди­ми­ра, ми­тро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и Га­лиц­ко­го. М., 2002.

Вернуться к началу