Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДА́КШИНА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 250

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Топоров

ДА́КШИНА (санскр. dakṣiṇa – пра­вый, юж­ный, спо­соб­ный, че­ст­ный и т. п.; так­же dakṣiṇā – дар жре­цам), 1) в др.-инд. ми­фо­ло­гии са­кра­ли­зо­ван­ный дар, под­но­си­мый жре­цам-брах­ма­нам; 2) суп­ру­га Ядж­ни – пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­но­го жерт­во­при­но­ше­ния, а так­же ове­ще­ст­в­лён­ный в ви­де да­ра или ри­туа­ла, свя­зан­но­го с ним, сим­вол бла­го­при­ят­ной сто­ро­ны; 3) в по­все­днев­ной жиз­ни ин­ду­са Д. – воз­на­гра­ж­де­ние учи­те­лю-брах­ма­ну в кон­це пе­рио­да уче­ни­че­ст­ва брах­ма­ча­ри­на (см. Аш­ра­ма). Как дар Д. со­от­но­сит­ся с бо­же­ст­ва­ми Брах­ма­нас­па­ти, Ин­д­рой, Со­мой; пред­став­ля­ет­ся так­же как бо­ги­ня, не­су­щая да­ры и бо­гат­ст­ва; на­ко­нец, из­вест­ны и та­кие во­пло­ще­ния Д., как ко­ро­вы, бы­ки, ло­ша­ди, ов­цы, со­кро­ви­ща, зо­ло­то и т. п. (в этом зна­че­нии не­одно­крат­но упо­ми­на­ет­ся в Риг­ве­де; см. в ст. Ве­ды). Имя «Д.» вос­хо­дит к древ­не­му ин­до­ев­ро­пей­ско­му обо­зна­че­нию пра­во­го; ве­ро­ят­но, сло­во «Д.» пер­во­на­чаль­но слу­жи­ло для обо­зна­че­ния са­кра­ли­зо­ван­ной бла­го­при­ят­ной сто­ро­ны (на­прав­ле­ния), пра­вой час­ти про­стран­ст­ва, в от­ли­чие от не­бла­го­при­ят­ной и та­буи­ро­ван­ной ле­вой его час­ти.

Вернуться к началу