Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛЕРИКАЛИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 262

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Иеромонах Серапион (Митько)

КЛЕРИКАЛИ́ЗМ (позд­не­ла­тин­ское cle­ri­ca­lis – цер­ков­ный, от греч. ϰλῆρος – клир, ду­хо­вен­ст­во), ком­плекс со­ци­аль­но-тео­ло­гич. идей и свя­зан­ных с ни­ми по­ли­тич. прак­тик, на­прав­лен­ных на ус­та­нов­ле­ние ре­лиг. цен­но­стей в ка­че­ст­ве ос­но­вы жиз­ни об­ще­ст­ва, соз­да­ние ус­ло­вий, обес­пе­чи­ваю­щих оп­ре­де­ляю­щую роль ре­лиг. ин­сти­ту­тов в об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич. и куль­тур­ной жиз­ни го­су­дар­ст­ва. Тен­ден­ции к К. ха­рак­тер­ны для мн. ре­ли­гий, од­на­ко в си­лу сло­жив­ше­го­ся сло­во­упот­реб­ле­ния тер­мин «К.» ча­ще все­го при­ме­няет­ся к хри­сти­ан­ст­ву, и осо­бен­но к ка­то­ли­циз­му. При этом тер­мин «К.» не яв­ля­ет­ся цер­ков­ным; от­ра­жая, по су­ти, про­бле­ма­ти­ку цер­ков­но-гос. от­но­ше­ний, он воз­ник в сре­де сто­рон­ни­ков се­ку­ля­ри­за­ции, за­кре­пил­ся в по­ли­тич. лек­си­ко­не в 1850-х гг. в Бель­гии и на всех эта­пах сво­ей эво­лю­ции имел не­га­тив­ный от­те­нок. Ре­лиг. тер­ми­на­ми, от­ра­жаю­щи­ми фак­ти­че­ски ту же про­бле­ма­ти­ку, что и тер­мин «К.», яв­ля­ют­ся тео­кра­тия, сим­фо­ния вла­стей.

К. про­ти­во­сто­ит се­ку­ля­ризм (ан­ти­кле­ри­ка­лизм). В ис­то­рии Зап. Ев­ро­пы Но­во­го вре­ме­ни борь­ба про­тив К. при­об­ре­та­ла разл. фор­мы – от не­при­зна­ния вла­сти па­пы Рим­ско­го (про­тес­тан­тизм) до при­ня­тия кон­сти­ту­ций или сво­дов за­ко­нов, ог­ра­ни­чи­ваю­щих уча­стие Церк­ви в гос. де­лах. Хо­тя ан­ти­кле­ри­каль­ные со­чи­не­ния поя­ви­лись уже в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния, идео­ло­гич. про­грам­ма ан­ти­кле­ри­ка­лиз­ма сло­жи­лась на ос­но­ве ря­да деи­сти­че­ских и атеи­сти­че­ских уче­ний эпо­хи Про­све­ще­ния (Т. Гоббс, Воль­тер, Ж. Ж. Рус­со, Д. Дид­ро, П. А. Голь­бах и др.). Рус­со в соч. «Об об­ще­ст­вен­ном до­го­во­ре» (1762) вы­сту­пал за при­зна­ние со сто­ро­ны го­су­дар­ст­ва толь­ко «гра­ж­дан­ской ре­ли­гии», ко­то­рая, в его по­ни­ма­нии, сво­ди­лась к нрав­ст­вен­ным и гра­ж­дан­ским «пра­ви­лам об­ще­жи­тия» и от­ри­ца­ла суть хри­сти­ан­ской ре­ли­гии.

В клас­сич. пар­тий­ном ви­де К. сфор­ми­ро­вал­ся в 19 в. как эле­мент раз­ви­тия пар­ла­мен­та­риз­ма. Пер­вая кле­ри­каль­ная пар­тия бы­ла соз­да­на на тер­ри­то­рии совр. Бель­гии в 1790, её сто­рон­ни­ки при­дер­жи­ва­лись ульт­ра­мон­тан­ских по­зи­ций (см. Ульт­ра­мон­тан­ст­во). Дея­тель­ность пар­тии спо­соб­ст­во­ва­ла дос­та­точ­но дли­тель­но­му со­хра­не­нию ста­ту­са Бель­гии как ка­то­лич. го­су­дар­ст­ва. В том же на­прав­ле­нии раз­ви­ва­лась дея­тель­ность кле­ри­каль­ных пар­тий в Ав­ст­ро-Венг­рии и Ба­ва­рии. В этих стра­нах К. стал эле­мен­том гос. по­ли­ти­ки, ос­но­ван­ной на при­вер­жен­но­сти хри­сти­ан­ским цен­но­стям. По ме­ре пре­об­ра­зо­ва­ния об­ще­ст­ва на свет­ских на­ча­лах К. ста­ли на­зы­вать борь­бу ка­то­лич. Церк­ви за со­хра­не­ние сво­его тра­диц. ста­ту­са и влия­ния в об­ще­ст­ве. В стра­нах, где по­ли­ти­ка се­ку­ля­ри­за­ции по­сле­до­ва­тель­но про­во­ди­лась гос. вла­стью, ис­хо­дя из идео­ло­гии (рес­пуб­ли­кан­ская Фран­ция) или по­ли­тич. праг­ма­ти­ки (Гер­ман­ская им­пе­рия, Ита­лия), К. ста­но­вил­ся оп­по­зи­ци­он­ным ан­ти­дис­кри­ми­на­ци­он­ным дви­же­ни­ем, от­стаи­ваю­щим пра­ва Церк­ви пе­ред ли­цом вра­ж­деб­но­го ей го­су­дар­ст­ва. В Гер­ма­нии осо­бен­но за­мет­ную роль иг­ра­ла Цен­тра пар­тия, дея­тель­ность ко­то­рой яв­ля­ет­ся клас­сич. при­ме­ром по­ли­тич. К. В 20 в. К. был важ­ным эле­мен­том внутр. по­ли­ти­ки фран­ки­ст­ской Ис­па­нии, Пор­ту­га­лии, Гре­ции и ря­да лат.-амер. го­су­дарств.

На совр. эта­пе под К. по­ни­ма­ет­ся дея­тель­ность ре­лиг. ин­сти­ту­тов и со­ли­дар­ных с ни­ми лиц и ор­га­ни­за­ций по прин­ци­пи­аль­но­му от­стаи­ва­нию тра­диц. цен­но­стей и ос­но­ван­ных на них спо­со­бах нрав­ст­вен­ной и со­ци­аль­ной ре­гу­ля­ции. В совр. Рос­сии тер­мин «К.» ис­поль­зу­ет­ся в свет­ском ре­ли­гио­ве­де­нии и СМИ для не­га­тив­ной оцен­ки ини­циа­тив по рас­ши­ре­нию мис­сии пра­во­слав­ной Церк­ви в об­ще­ст­ве. Осн. на­прав­ле­ния­ми по­ле­ми­ки во­круг К. яв­ля­ют­ся: тео­ло­ги­че­ское об­ра­зо­ва­ние в гос. ву­зах, пре­по­да­ва­ние ос­нов ду­хов­ной куль­ту­ры в шко­ле, вве­де­ние ин­сти­ту­та ка­пел­ла­нов в Воо­руж. си­лах.

Лит.: Méjan F. La laїcité de lʼÉtat. P., 1960; Karrer L. Aufbruch der Christen: das Ende der klerikalen Kirche. Münch., 1989; По­но­ма­ре­ва Л. В. Ис­пан­ский ка­то­ли­цизм XX в. М., 1989; Goertz H.-J. An­ti­kle­ri­ka­lis­mus und Re­for­ma­tion. Gött., 1995; То­ка­ре­ва Е. С. Фа­шизм, цер­ковь и ка­то­ли­че­ское дви­же­ние в Ита­лии, 1922–1943. М., 1999; Ам­пле­е­ва А. А. Хри­сти­ан­ско-де­мо­кра­ти­че­ское дви­же­ние в За­пад­ной Ев­ро­пе и Рос­сии. М., 2002.

Вернуться к началу