КЛЕРИКАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛЕРИКАЛИ́ЗМ (позднелатинское clericalis – церковный, от греч. ϰλῆρος – клир, духовенство), комплекс социально-теологич. идей и связанных с ними политич. практик, направленных на установление религ. ценностей в качестве основы жизни общества, создание условий, обеспечивающих определяющую роль религ. институтов в общественно-политич. и культурной жизни государства. Тенденции к К. характерны для мн. религий, однако в силу сложившегося словоупотребления термин «К.» чаще всего применяется к христианству, и особенно к католицизму. При этом термин «К.» не является церковным; отражая, по сути, проблематику церковно-гос. отношений, он возник в среде сторонников секуляризации, закрепился в политич. лексиконе в 1850-х гг. в Бельгии и на всех этапах своей эволюции имел негативный оттенок. Религ. терминами, отражающими фактически ту же проблематику, что и термин «К.», являются теократия, симфония властей.
К. противостоит секуляризм (антиклерикализм). В истории Зап. Европы Нового времени борьба против К. приобретала разл. формы – от непризнания власти папы Римского (протестантизм) до принятия конституций или сводов законов, ограничивающих участие Церкви в гос. делах. Хотя антиклерикальные сочинения появились уже в эпоху Возрождения, идеологич. программа антиклерикализма сложилась на основе ряда деистических и атеистических учений эпохи Просвещения (Т. Гоббс, Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, П. А. Гольбах и др.). Руссо в соч. «Об общественном договоре» (1762) выступал за признание со стороны государства только «гражданской религии», которая, в его понимании, сводилась к нравственным и гражданским «правилам общежития» и отрицала суть христианской религии.
В классич. партийном виде К. сформировался в 19 в. как элемент развития парламентаризма. Первая клерикальная партия была создана на территории совр. Бельгии в 1790, её сторонники придерживались ультрамонтанских позиций (см. Ультрамонтанство). Деятельность партии способствовала достаточно длительному сохранению статуса Бельгии как католич. государства. В том же направлении развивалась деятельность клерикальных партий в Австро-Венгрии и Баварии. В этих странах К. стал элементом гос. политики, основанной на приверженности христианским ценностям. По мере преобразования общества на светских началах К. стали называть борьбу католич. Церкви за сохранение своего традиц. статуса и влияния в обществе. В странах, где политика секуляризации последовательно проводилась гос. властью, исходя из идеологии (республиканская Франция) или политич. прагматики (Германская империя, Италия), К. становился оппозиционным антидискриминационным движением, отстаивающим права Церкви перед лицом враждебного ей государства. В Германии особенно заметную роль играла Центра партия, деятельность которой является классич. примером политич. К. В 20 в. К. был важным элементом внутр. политики франкистской Испании, Португалии, Греции и ряда лат.-амер. государств.
На совр. этапе под К. понимается деятельность религ. институтов и солидарных с ними лиц и организаций по принципиальному отстаиванию традиц. ценностей и основанных на них способах нравственной и социальной регуляции. В совр. России термин «К.» используется в светском религиоведении и СМИ для негативной оценки инициатив по расширению миссии православной Церкви в обществе. Осн. направлениями полемики вокруг К. являются: теологическое образование в гос. вузах, преподавание основ духовной культуры в школе, введение института капелланов в Вооруж. силах.