МОНТАЛАМБЕ́Р ШАРЛЬ ФОРБ РЕНЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОНТАЛАМБЕ́Р (Montalembert) Шарль Форб Рене, граф де (29.5.1810, Лондон – 13.3.1870, Париж), франц. политик, публицист и историк, чл. Франц. академии (1851; президент с 1857).
Сын франц. аристократа Марка Рене де Монталамбера, эмигрировавшего в 1792 в Англию, и Элизы Форбс, дочери шотл. путешественника Дж. Форбса. До 1819 учился в Англии, затем в лицеях Парижа. Испытал влияние католич. романтизма, англ. либерализма и нем. идеалистич. философии. Убеждённый католик, М. в молодости был близок к Ф. Р. де Ламенне, сотрудничал в его ж. «L’Avenir» (1830–31), но в отличие от Ламенне, эволюционировавшего в сторону католич. социализма, придерживался ортодоксальной позиции. Пэр Франции (1837–48), один из лидеров либерально-католич. крыла, сторонник конституц. монархии, выступал за свободу совести, печати и ассоциаций, за право народов на политич. и религ. самоопределение (в т. ч. в вопросе независимости Бельгии и Польши). Содействовал возобновлению во Франции деятельности орденов монашеских, запрещённых во время Французской революции 18 в., поддерживал назначения на епископские должности либеральных клириков. Принял Вторую республику, чл. Учредительного, а затем Законодательного собрания. Один из авторов закона о свободе образования (1850), принятия которого он добивался с 1830-х гг. Опасаясь прихода к власти социалистов, поддержал изменение избират. законодательства, в т. ч. повышение ценза оседлости, а затем – установление Второй империи. Однако, поняв, что имп. Наполеон III не идёт навстречу католич. партии (в частности, в вопросе о пересмотре условий конкордата 1802 со Святым Престолом), вскоре перешёл в оппозицию. В 1857 потерпел поражение на парламентских выборах и в дальнейшем ограничил своё участие в политике публицистикой. За публикацию в 1858 статьи с апологией брит. парламентаризма осуждён на 6 мес тюрьмы, но помилован Наполеоном III. В 1863 на католич. конференции в Мехелене ратовал за свободу совести, печати, образования и разделение светской и церковной властей, что вызвало офиц. осуждение со стороны папы Римского Пия IX (энциклика «Quanta cura», 1864). Несмотря на это, М. сохранил верность папе и продолжал настаивать на верховенстве папы в европ. политике. Тем не менее в 1869, в ходе подготовки Ватиканского I собора, выступил против догмата о непогрешимости папы Римского.
Как историк занимался преим. историей культов святых и монашества; его многотомная «История монашества» пользовалась успехом, во многом из-за хорошего лит. языка. Дневник и эпистолярное наследие М., как и его публицистика, являются важным историч. источником.