Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ЛА́НКА-АВАТА́РА-СУ́ТРА»

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 669

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Андросов

«ЛА́НКА-АВАТА́РА-СУ́ТРА», «Лан­ка­ва­та­ра-сут­ра» (санскр. lanka-avatāra-sūtra – сут­ра о нис­хо­ж­де­нии Буд­ды на о. Лан­ка), текст буд­диз­ма ма­хая­ны; соз­дан ок. 4 в. Со­хра­нив­ший­ся санскр. ори­ги­нал со­сто­ит из пре­им. про­заи­че­ских, не­рав­ных по объ­ё­му, 9 глав и 10-й сти­хотв. гла­вы из 884 строф. В «Л.-а.-с.» пред­став­ле­ны гл. уче­ния ма­хая­ны, ко­то­рые поя­ви­лись по­сле цик­ла прадж­ня­па­ра­ми­ты сутр и лег­ли в ос­но­ву йо­га­ча­ры. Сут­ра со­дер­жит бе­се­ды и про­по­ве­ди Буд­ды, спус­тив­ше­го­ся с не­бес в мис­тич. за­мок ца­ря под­вод­ных зме­ев-дра­ко­нов (на­га), на­хо­дя­ще­го­ся близ о. Лан­ка. Сре­ди слу­ша­те­лей про­по­ве­ди Буд­ды не толь­ко бод­хи­сат­твы, ар­ха­ты, но и мн. пер­со­на­жи др.-инд. ми­фо­ло­гии.

Со­глас­но «Л.-а.-с.», су­ще­ст­ву­ет толь­ко соз­на­ние (или толь­ко нир­ва­на), всё ос­таль­ное – ил­лю­зия, про­ис­те­каю­щая от­то­го, что в со­кро­вищ­ни­це соз­на­ния (алая-видж­ня­на) воз­ни­ка­ет вол­не­ние, при­во­дя­щее всё в дви­же­ние и об­ра­зую­щее миры. Путь к нир­ва­не есть путь ус­по­кое­ния ума (ма­нас), пре­кра­ще­ние лю­бых его про­яв­ле­ний. В сут­ре под­чёр­ки­ва­ет­ся, что ис­тин­но­су­щий Буд­да (тат­ха­га­та) пре­бы­ва­ет во всех су­ще­ст­вах, а они пре­бы­ва­ют в его ло­не (тат­ха­га­та-гарб­ха), и, сле­до­ва­тель­но, им всем дос­туп­на при­ро­да Буд­ды.

В 443 вы­пол­нен пер­вый, не­пол­ный, пе­ре­вод «Л.-а.-с.» на кит. яз.; наи­бо­лее пол­ным яв­ля­ет­ся тре­тий пе­ре­вод (700–704). Ны­не текст «Л.-а.-с.» осо­бен­но влия­те­лен сре­ди буд­ди­стов Вост. Азии, в т. ч. сре­ди по­сле­до­ва­те­лей чань (дзен) буд­диз­ма.

Изд.: The Lankāvatāra Sūtra / Transl. D. T. Suzuki. L., 1932. L., 2000; Lankāvatāra / Ed. P. L. Vaidya. Darbhanga, 1963.

Лит.: Sutton F. G. Existence and enlightenment in the Lankāvatāra-sūtra. Delhi, 1991.

Вернуться к началу