КУНЦЕ́ВИЧ ИОСАФА́Т
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУНЦЕ́ВИЧ ИОСАФА́Т (Кунцевич, Кунцич Иван Гаврилович) (1580 или 1584, Владимир-Волынский – 12.11.1623, Витебск), униатский церковно-политич. деятель, архиеп. Полоцкий.
Родился в православной семье. В 1596 отдан в Вильно в обучение купцу, однако интереса к торговле не проявил. Его жизненный путь определило знакомство с проф. греч. коллегии при виленском Свято-Троицком мон. (принявшем в это время Брестскую унию 1596) иезуитом Петром Аркудием и преподавателями виленской Академии (ныне Вильнюсский университет). Перейдя в униатство, в 1604 стал послушником в Свято-Троицком мон., вскоре был пострижен в монахи с именем Иосафат. Изучал святоотеческое наследие и православную литургику, собственноручно переписал «Предание» и «Устав» прп. Нила Сорского, практиковал Иисусову молитву, подвизался в аскетич. подвигах (носил власяницу и вериги, спал на голом полу). Один из наиболее активных пропагандистов унии, за что православные прозвали его «душехватом». В 1609 рукоположен в священники. Вёл беседы об унии с Мелетием Смотрицким. В этот период К. И. написаны сочинения «О крещении св. Владимира», «О фальсификации славянских книг врагами митрополита», «О монахах и их обетах», «О старшинстве св. Петра» и др. Настоятель Жировицкого монастыря (после передачи его униатам) и Бытенского мон., с 1614 в сане архимандрита настоятель виленского Свято-Троицкого мон.
В 1617 К. И. рукоположен в епископы, стал епископом-коадъютором Полоцкой епархии, с 1618 – правящим архиепископом. При поддержке властей Речи Посполитой возглавил в своей епархии гонения на православных. Деятельность К. И. вызывала протесты населения. В 1618 жители Могилёва, заперев ворота, не допустили его в город; К. И. подал на горожан в королевский суд и выиграл дело. К. И. составил катехизис на основе катехизиса иезуита Ледесмы, а также правила для священников, отстроил полоцкий кафедральный собор Св. Софии, ввёл практику ежегодных епархиальных синодов, лично осуществлял визитацию епархии.
Попытки К. насадить унию насильственными методами вызвали массовый протест среди православного населения белорус. земель. Конфликты между сторонниками и противниками унии происходили во всех крупных городах Полоцкой епархии. При посещении Витебска в целях насильственного обращения населения в унию К. И. погиб (зарублен топором); его тело брошено в Зап. Двину. Погребён в Витебске, позднее его тело перенесено в Полоцк.
В 1867 Римско-католич. церковью причислен к лику святых, став первым святым Греко-католич. церкви, официально канонизированным Римом. Однако его культ широко не распространился. В 1923 папа Римский Пий XI провозгласил К. И. небесным покровителем соединения церквей, папа Иоанн Павел II назвал его «апостолом единения». День памяти по календарю Римско-католич. церкви – 12 ноября.