КОВЫ́ЛИН ИЛЬЯ АЛЕКСЕЕВИЧ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОВЫ́ЛИН (Кавылин) Илья Алексеевич [20(31).7.1731, с. Писцово Костромской пров. Московской губ., ныне Ивановской обл. – 21.8(2.9).1809, Москва], купец, основатель одного из наиболее значительных старообрядч. центров.
Выходец из крепостных крестьян; владел кирпичными заводами в Москве на Введенских горах, между Семёновской и Преображенской заставами. Принадлежавший от рождения к Рус. православной церкви, К. под влиянием настоятеля моск. общины федосеевцев в 1768 принял крещение в старообрядч. федосеевском согласии с наречением имени Василий. Во время эпидемии чумы в Москве в 1771 получил разрешение устроить на свои средства неподалёку от Преображенских ворот карантин для осмотра всех покидающих город, а также кладбище (см. Преображенское кладбище). Позднее карантин был обращён в беспоповское общежительство для вдов и сирот по типу Выго-Лексинского общежительства, которое К. посетил в 1772 и привёз оттуда певцов и начётчиков. На территории общежительства, разделённого на северную (мужскую) и южную (женскую) части, были построены просторные помещения. Трудами К. в 1801 на мужском дворе была сооружена моленная, в 1805 на женском дворе – шесть каменных корпусов с моленными. Для укрепления и украшения этого старообрядч. центра К. пожертвовал личное имущество, которое оценивалось в 300 тыс. руб., в качестве строит. материала использовался кирпич его заводов. К. заботился о сиротах и престарелых, проживавших в богадельне, о кормлении неимущих, независимо от их вероисповедания, учредил училище для детей-сирот, которых обучали иск-ву переписывания книг, знаменному пению по крюкам, иконописи. Он был одним из создателей «Устава Богаделенного дома на Преображенском кладбище» (утверждён имп. Александром I в 1809), освобождавшего старообрядцев Преображенского кладбища от опеки Моск. духовной консистории. К. был пожизненно избран попечителем Преображенского кладбища.
К. – автор соч. «Рассмотрение, кто от сотворенной твари паче всех согрешили, на небеси и на земли» (1808, изд. 1870). Он собрал в обители богатейшую библиотеку, активно участвовал в полемике внутри старообрядчества, защищая вероучение федосеевцев. Его лит. наследие изучено мало.
Похоронен на Преображенском кладбище. Имя К. носят расположенные рядом переулок и тупик.