Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИПРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Лосева (Современное положение.)

КИ́ПРСКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ (КПЦ; греч. ’ΟρθόδοξοςΕϰϰλησία τὴς Κύπρου), од­на из ав­то­ке­фаль­ных пра­во­слав­ных церк­вей. Ка­но­нич. тер­ри­то­рия – Рес­пуб­ли­ка Кипр. 

История

Ос­но­ва­те­ля­ми КПЦ счи­та­ют­ся апо­сто­лы Па­вел и Вар­на­ва (ки­при­от по про­ис­хо­ж­де­нию), ко­то­рые, при­быв на Кипр в 45, про­по­ве­до­ва­ли, «прой­дя весь ост­ров» (Де­ян. 13:6). В г. Пафос ап. Павел обратил в христианство рим. наместника – проконсула Сергия Пав­ла. В г. Ки­ти­он (ны­не Лар­на­ка) апосто­лы ру­ко­по­ло­жи­ли в епи­ско­пы пра­вед­но­го Ла­за­ря Чет­ве­роднев­но­го. В 49 (по др. све­де­ни­ям, 52) ап. Вар­на­ва вто­рич­но при­был на ост­ров для еван­гель­ской про­по­ве­ди и ок. 57 при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну в г. Са­ла­мин. В 327 на Ки­пре по пу­ти из Ие­ру­са­ли­ма в Кон­стан­ти­но­поль ос­та­нав­ли­ва­лась Еле­на Свя­тая, ко­то­рая ос­та­ви­ла час­ти­цу Кре­ста Гос­под­ня в ос­но­ван­ном ею мон. Став­ро­ву­ни. Хри­сти­ан­ст­во на ост­ро­ве рас­про­стра­ня­лось бы­ст­ро: ес­ли на I Все­лен­ском со­бо­ре в Ни­кее (325) при­сут­ст­во­ва­ло 3 епи­ско­па-ки­прио­та, то на Сер­ди­кий­ском со­бо­ре (343) – 12 епи­ско­пов. Ка­фед­ра ар­хи­епи­ско­па на­хо­ди­лась в Са­ла­ми­не (Кон­стан­ции). Из кипр­ских ие­рар­хов, при­чис­лен­ных к ли­ку свя­тых, наи­бо­лее зна­ме­ни­ты: Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский, Три­фил­лий, еп. Лев­ко­сий­ский (ум. ок. 370), Епи­фа­ний Кипр­ский, Ти­хон, еп. Ама­фунт­ский (1-я пол. 5 в.). В 431 III Все­лен­ским со­бо­ром бы­ла при­зна­на ав­то­ке­фа­лия КПЦ. Об­ре­те­ние ок. 488 кипр­ским ар­хи­еп. Ан­фе­ми­ем мо­щей ап. Вар­на­вы ста­ло важ­ным ар­гу­мен­том в про­дол­жав­шей­ся по­ле­ми­ке с Ан­ти­охий­ским пат­ри­ар­хом, стре­мив­шим­ся под­чи­нить КПЦ, ссы­ла­ясь на то, что Кипр по­лу­чил хри­сти­ан­ст­во из Ан­ти­охии. Ви­зант. имп. Зи­нон ут­вер­дил ав­то­ке­фа­лию КПЦ как ос­но­ван­ной апо­сто­лом.

Вслед­ст­вие ре­гу­ляр­ных на­бе­гов ара­бов, на­чав­ших­ся с сер. 7 в., зна­чит. часть на­се­ле­ния Кип­ра бы­ла пе­ре­се­ле­на ви­зант. имп. Юс­ти­ниа­ном II на бе­ре­га Мра­мор­но­го мо­ря. Ме­ст­ность, от­дан­ная им­пе­ра­то­ром бе­жен­цам, по­лу­чи­ла назв. Но­вой Юс­ти­ниа­ны. В 698 еп. Ио­анн вме­сте со сво­ей па­ст­вой вер­нул­ся на Кипр, од­на­ко ти­тул гла­вы КПЦ – ар­хи­епи­скоп Но­вой Юс­ти­ниа­ны и все­го Кип­ра – сохра­нил­ся до­ны­не. Ост­ров воз­вра­щён в со­став Ви­зан­тии в 965. Сто­ли­ца и ар­хи­епи­скоп­ская ка­фед­ра бы­ли пе­ре­не­се­ны в Лев­ко­сию. 11–12 вв. – вре­мя рас­цве­та КПЦ. По­кро­ви­тель­ст­вом ви­зант. ди­на­стии Ком­ни­нов поль­зо­ва­лись круп­ней­шие мо­на­сты­ри – Кикк­ский и Махе­рас. В этот пе­ри­од бы­ли соз­да­ны вы­даю­щие­ся па­мят­ни­ки иск-ва: церк­ви Па­на­гии Аси­ну, Па­на­гии Ара­ку, Хри­ста Ан­ти­фо­ни­та, мо­на­сты­ри Ио­ан­на Зла­то­ус­та, близ с. Ку­цо­вен­дис, прп. Нео­фи­та За­твор­ни­ка и др.

В 1192 на ост­ро­ве бы­ло об­ра­зо­ва­но Кипр­ское ко­ро­лев­ст­во, ко­то­рое в 1489 по­па­ло под власть Ве­не­ции. В этот пе­ри­од КПЦ тер­пе­ла при­тес­не­ния. В 1231 му­че­ни­че­скую кон­чи­ну при­ня­ли 13 мо­на­хов из Кан­тар­ско­го мон. Чис­ло пра­во­слав­ных епи­ско­пов со­кра­ти­лось с 14 до 4 (1260), они вы­ну­ж­де­ны бы­ли да­вать при­ся­гу ка­то­лич. ар­хи­епи­ско­пу Кип­ра и по­ки­нуть круп­ные го­ро­да: ар­хи­епи­скоп пе­ре­се­лил­ся в г. Со­лы, еп. Ли­ма­соль­ский – в дер. Лев­ка­ра, еп. Фа­ма­гу­ст­ский – в с. Ри­зо­кар­пас, еп. Па­фос­ский – в го­ро­док Ар­си­ноя (ны­не По­лис-Хри­сохус). Толь­ко при суп­ру­ге кипр­ско­го ко­ро­ля Жа­на II Еле­не Па­лео­лог (ум. 1458), по­кро­ви­тель­ст­во­вав­шей гре­кам, по­ло­же­ние КПЦ улуч­ши­лось. За­хва­тив­шие в 1571 Кипр тур­ки пре­сле­до­ва­ли в осн. гос­под­ствую­щую цер­ковь – ка­то­ли­че­скую. Тур­ки вер­ну­ли КПЦ при­ви­ле­гии и часть соб­ст­вен­но­сти, при­сво­ен­ной ка­то­ли­ка­ми. В 1660 ар­хи­епи­скоп КПЦ офи­ци­аль­но при­знан эт­нар­хом (гла­вой на­ции), пред­став­ляв­шим всё пра­во­слав­ное на­се­ле­ние ост­ро­ва пе­ред ос­ман­ски­ми вла­стя­ми. От­но­ше­ния ту­рок с пра­во­слав­ны­ми бы­ли от­но­си­тель­но мир­ны­ми вплоть до на­ча­ла Греч. нац.-ос­во­бо­дит. ре­во­лю­ции 1821–29. В ию­ле 1821 на Ки­пре бы­ли каз­не­ны ар­хи­еп. Ки­при­ан, 3 епи­ско­па и 500 знат­ных гре­ков.

КПЦ при­ни­ма­ла ак­тив­ное уча­стие в борь­бе за по­ли­тич. не­за­ви­си­мость Кип­ра; в 1959 пер­вым пре­зи­ден­том Рес­пуб­ли­ки Кипр был из­бран (вступил в должность в 1960) ар­хи­еп. Ма­ка­рий III (см. Ма­ка­ри­ос III).

Современное положение

Кипрские святые. Икона. 20 в. Архив «Православной энциклопедии»

К КПЦ при­над­ле­жит ок. 80% на­се­ле­ния Кип­ра. К 2008 КПЦ со­стоя­ла из 9 ми­тро­по­лий (в 2007 по­ми­мо су­ще­ст­во­вав­ших ра­нее 5 ми­тро­по­лий – Па­фос­ской, Ки­тий­ской, Ки­ри­ней­ской, Ли­ма­соль­ской, Мор­фос­ской – об­ра­зо­ва­ны 4 но­вые – Кон­стан­тий­ская и Фа­ма­гу­ст­ская, Кикк­ская и Тил­ли­рий­ская, Та­ма­сос­ская, Три­ми­фунт­ская), 2 епи­ско­пий (Лидр­ская, Хитр­ская) и 5 хо­ре­пи­ско­пий (Ар­си­ной­ская, Кар­па­сий­ская, Ама­фунт­ская, Не­аполь­ская, Ме­сао­рий­ская). Выс­ший ор­ган цер­ков­но­го управ­ле­ния – Си­нод. Пред­стоя­те­лем КПЦ с 2006 яв­ля­ет­ся ар­хи­еп. Хри­зо­стом II. В вы­бо­рах ар­хи­епи­ско­па уча­ст­ву­ет всё пра­во­слав­ное на­се­ле­ние Кип­ра (муж­чи­ны и жен­щи­ны с 18 лет): от при­хо­дов из­би­ра­ют­ся пред­ста­ви­те­ли, вы­дви­гаю­щие в свою оче­редь де­ле­га­тов, ко­то­рые вме­сте с чле­на­ми Си­но­да, игу­ме­на­ми мо­на­сты­рей (с чис­лом мо­на­ше­ст­вую­щих не ме­нее 5 чел.) и не­сколь­ки­ми за­слу­жен­ны­ми бо­го­сло­ва­ми вы­би­ра­ют ар­хи­епи­ско­па. Бо­го­слу­же­ние со­вер­ша­ет­ся на греч. яз. С 1950 дей­ст­ву­ет се­ми­на­рия ап. Вар­на­вы. КПЦ – член Все­мир­но­го со­ве­та церк­вей и Ближ­не­во­сточ­но­го со­ве­та церк­вей (с 1974). По­сле тур. втор­же­ния (1974) мн. ка­фед­ры, мо­на­сты­ри и пра­во­слав­ные свя­ты­ни ока­за­лись на ок­ку­пи­ро­ван­ной тер­ри­то­рии. 

Лит.: Χάϰεττ ’Ι. – Παπαϊωάννου Χ. ‘Ιστορία τὴςΟρθοδόξουΕϰϰλησίας Κύπρου. ’Αθὴναι, 1932–1933. T. 1–3; Φιλίππου Λ. ‘Η ’Εϰϰλησία Κύπρου ἐπί τουρϰοϰρατίας. Λευϰωσία, 1975; ‘Ο ϰαταστατιϰός χάρτης τὴςΑγιωτάτηςΕϰϰλησίας τὴς Κύπρου. Λευϰωσία, 1979; Μιτσίδης Α. ΣύντομηΙστορία τὴςΕϰϰλησίας τὴς Κύπρου. Λευϰωσία, 1986; Coureas N. The La­tin Church in Cyprus: 1195–1312. Aldershot; Brookfield, 1997.

Вернуться к началу