Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАПУЦИ́НЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 47

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КАПУЦИ́НЫ (итал. Cappuccini), чле­ны Ор­де­на мень­ших брать­ев ка­пу­ци­нов (лат. Or­do Fratrum Minorum Capuccino­rum), ка­то­лич. мо­на­ше­ско­го ор­де­на, вет­ви фран­ци­скан­цев. Ор­ден воз­ник в 16 в. в Ита­лии. В 1525 мо­нах-фран­ци­ска­нец Мат­тео да Ба­шио (ум. 1552) вы­дви­нул про­ект ре­фор­мы, имев­шей це­лью воз­врат к стро­го­му со­блю­де­нию ус­та­ва Фран­циска Ас­сиз­ско­го. Его идеи пер­во­на­чаль­но не по­лу­чи­ли одоб­ре­ния про­винц. ка­пи­ту­ла, и лишь в 1528 па­па Рим­ский Кли­мент VII ут­вер­дил но­вую мо­на­ше­скую фран­ци­скан­скую об­щи­ну, пер­во­на­чаль­но на­зы­вав­шую­ся «Мень­шие бра­тья от­шель­ни­че­ской жиз­ни». Мо­на­хам пред­пи­сы­ва­лось хо­дить бо­си­ком или в сан­да­ли­ях, от­пус­кать бо­ро­ду, но­сить под­поя­сан­ную ве­рёв­кой ря­су бу­ро­го цве­та и ка­пю­шон ко­ни­че­ской фор­мы (итал. cap­puccio), от ко­то­ро­го и про­изош­ло на­зва­ние «К.». Сред­ст­ва к су­ще­ст­во­ва­нию они долж­ны бы­ли по­лу­чать толь­ко за счёт по­дая­ния, за­пре­ща­лось вла­де­ние лю­бым иму­ще­ст­вом. Ор­ден был окон­ча­тель­но ут­вер­ждён в 1560 па­пой Пи­ем IV (1560–1565), в 1619 по­лу­чил от па­пы Пав­ла V (1605–21) пол­ную ав­то­но­мию. В кон. 16 – нач. 17 вв. ор­ден рас­про­стра­нил свою дея­тель­ность за пре­де­лы Ита­лии: во Фран­цию, Ис­па­нию, Швей­ца­рию, Ни­дер­лан­ды, Священную Рим. им­пе­рию, Ир­лан­дию. Осн. на­прав­ле­ния­ми дея­тель­но­сти К. бы­ли про­по­вед­ни­чест­во и мис­сио­нер­ст­во, а так­же бла­го­тво­ри­тель­ность (уход за боль­ны­ми при эпи­де­ми­ях, по­мощь ра­не­ным, за­клю­чён­ным и др.). В 1743 па­па Рим­ский Бе­не­дикт XIV (1740–58) за­кре­пил за К. поч. долж­ность про­по­вед­ни­ков Апо­сто­ли­че­ско­го двор­ца. К сер. 18 в. чис­лен­ность чле­нов ор­де­на дос­тиг­ла мак­си­му­ма – ок. 35 тыс. мо­на­хов. В кон. 18 – нач. 19 вв. дея­тель­ность К. во мно­гих стра­нах Ев­ро­пы бы­ла свёр­ну­та или ог­ра­ни­че­на (в т. ч. в свя­зи с со­бы­тия­ми Ве­ли­кой франц. ре­во­лю­ции и ре­лиг. по­ли­ти­кой имп. Ио­си­фа II). Во 2-й пол. 19 в. на­ча­лось воз­рож­де­ние ор­де­на, со­про­во­ж­дав­шее­ся ос­но­ва­ни­ем но­вых мо­на­сты­рей в Ев­ро­пе и рас­ши­ре­ни­ем мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти в Аф­ри­ке, Азии, Юж. Аме­ри­ке. В 1908 К. от­кры­ли в Ри­ме ме­ж­ду­нар. Кол­ле­гию Св. Лав­рен­тия Брин­ди­зий­ско­го, в ко­то­рой с 1940 дей­ст­ву­ет Ис­то­рич. ин-т, за­ни­маю­щий­ся ис­сле­до­ва­ни­ем ис­то­рии ор­де­на. В нач. 21 в. К. дей­ст­вуют в 101 го­су­дар­ст­ве ми­ра. В ор­ден вхо­дит ок. 11 тыс. чле­нов, объ­е­ди­нён­ных в бо­лее чем 1800 об­щин.

Сре­ди наи­бо­лее из­вест­ных К. – бли­жай­ший со­вет­ник кар­ди­на­ла Ри­ше­льё Жо­зеф дю Трамб­ле (ум. 1638), про­зван­ный «се­рым кар­ди­на­лом»; свя­тые ка­то­лич. Церк­ви – про­по­вед­ник Лав­рен­тий (Ло­рен­цо) Брин­ди­зий­ский (1559–1619), по­чи­тае­мый в ка­то­ли­циз­ме как один из учи­те­лей Церк­ви, и итал. свя­щен­ник-мис­тик Пий из Пьет­рель­чи­ны (1887–1968), из­вест­ный как Пад­ре Пио. За всю ис­то­рию ор­де­на бы­ло ка­но­ни­зи­ро­ва­но и беа­ти­фи­ци­ро­ва­но бо­лее 50 его чле­нов.

В 16 в. воз­ник­ла так­же жен­ская ветвь К. – ор­ден кла­рисс-ка­пу­ци­нок (ут­вер­ж­дён па­пой Рим­ским Пав­лом III в 1538), вос­хо­дя­щий к ре­фор­ми­ро­ван­ным об­щи­нам кла­рисс (см. в ст. Кла­ра Ас­сиз­ская). К нач. 21 в. членами ордена бы­ли св. 2 тыс. мо­на­хинь.

Лит.: Raurell F. I cappuccini e lo studio della Bibbia. Barcelona, 1977; Nimmo D. Reform and division in the mediaeval Franciscan order, 1226–1538. Rome, 1987; D’Altari M. I cappu­ccini: Storia di una famiglia francescana. Ro­ma, 1994.

Вернуться к началу