Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИЛЬИ́Н ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 115

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Платонов

ИЛЬИ́Н Вла­ди­мир Ни­ко­лае­вич [1891 (в не­ко­то­рых ис­точ­ни­ках, 1890), дер. Вла­дов­ка Ра­до­мысль­ско­го у. Ки­ев­ской губ. – 23.10.1974, Па­риж], рус. фи­ло­соф, бо­го­слов, куль­ту­ро­лог, ком­по­зи­тор, пуб­ли­цист.

Окон­чил фи­зи­ко-ма­те­ма­тический (1913), ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. и фи­лос. ф-ты Ки­ев­ско­го ун-та (1917), Ки­ев­скую консер­ваторию по клас­су ком­по­зи­ции. При­ват-до­цент Ки­ев­ско­го ун-та (1918–19). Зи­мой 1919 эмиг­ри­ро­вал в Стам­бул, где чи­тал лек­ции по фи­ло­со­фии. С 1923 в Бер­ли­не. Окон­чил бо­го­слов­ский ф-т Бер­лин­ско­го ун-та (1925). Проф. ли­тур­ги­ки, апо­ло­ге­ти­ки, пси­хо­ло­гии, ср.-век. фи­ло­со­фии в Пра­во­слав­ном Свя­то-Сер­ги­ев­ском бо­го­слов­ском ин­сти­ту­те (Па­риж; 1925–41); лек­тор на съез­дах Рус. сту­денческого хри­сти­ан­ско­го дви­же­ния (РСХД) в Па­ри­же. С 1949 проф. Рус. конс. в Па­ри­же, Пра­во­слав­но­го ин-та Св. Дио­ни­сия. Док­тор бо­го­сло­вия (сте­пень при­су­ж­де­на пат­ри­ар­хом Мо­с­ков­ским и всея Ру­си Алек­си­ем I).

Со­труд­ни­чал с ж. «Путь» Н. А. Бер­дяе­ва. Уча­ст­во­вал в ев­ра­зий­ском дви­же­нии рус. эмиг­рант­ской мыс­ли. Вме­сте с П. Н. Са­виц­ким, Н. С. Тру­бец­ким, Г. В. Вер­над­ским и др. пуб­ли­ко­вал­ся в ев­разий­ских из­да­ни­ях «Ев­ра­зий­ская хро­ни­ка» (1926–28), «Ев­ра­зия» (1928–29). В 1929, не­смот­ря на сим­па­тии к ев­ра­зий­ст­ву, ко­то­рое счи­тал «уни­вер­саль­ной» сис­те­мой, ос­но­вы­вав­шей­ся на аб­со­лют­ной он­то­ло­гии по­ло­жи­тель­но­го хри­сти­ан­ст­ва, пре­кра­тил со­труд­ни­че­ст­во с газ. «Ев­ра­зия», об­ви­нив её в сме­ше­нии до­б­ра и зла, вы­ра­жаю­щем­ся в ло­яль­но­сти к боль­ше­виз­му.

Ис­пы­тал влия­ние С. Н. Бул­га­ко­ва, П. А. Фло­рен­ско­го и Н. А. Бер­дяе­ва. Тру­дом сво­ей жиз­ни И. счи­тал фи­лос. ис­сле­до­ва­ние «мор­фо­ло­гии точ­но­го зна­ния», «нау­ки о фор­ме», в т. ч. син­тез ме­та­фи­зи­ки сво­бо­ды Бер­дяе­ва и со­фио­логии Бул­га­ко­ва. В фи­лос.-пуб­ли­ци­стич. ра­бо­тах И. от­стаи­вал рез­ко контр­ре­во­лю­ци­он­ные по­зи­ции, кри­ти­ко­вал взгля­ды Бер­дяе­ва как «мар­кси­ст­ские». Ре­во­лю­цию счи­тал во­пло­ще­ни­ем зла, не знаю­ще­го сво­их гре­хов и Бо­га.

В фи­ло­со­фии куль­ту­ры и куль­ту­ро­ло­гии ис­пы­тал влия­ние О. Шпенг­ле­ра. Ре­ши­тель­но от­вер­гая его ре­ля­ти­визм цен­но­стей (по­сколь­ку это ве­дёт к при­зна­нию бес­смыс­лен­но­сти ми­ро­во­го про­цес­са), И. сле­до­вал шпенг­ле­ров­ской кон­цеп­ции про­ти­во­пос­тав­ле­ния куль­ту­ры и ци­ви­ли­за­ции, по­ла­гая, что куль­ту­ра сво­им по­след­ним ос­но­ва­ни­ем име­ет ре­ли­гию, а ци­ви­ли­за­ция, в луч­шем слу­чае, вне­ре­ли­ги­оз­на. В сво­их ра­бо­тах И. ука­зы­вал так­же на при­чи­ны глу­бо­ко­го кри­зи­са совр. ему куль­ту­ры, ко­то­рые он ус­мат­ри­вал в раз­де­ле­нии, ут­ра­те взаи­мо­по­ни­ма­ния, со­бор­но­сти, гла­вен­ст­ве ие­рар­хич. прин­ци­па.

Как бо­го­слов, И. ви­дел в хри­сти­ан­ст­ве ре­ли­гию, со­дер­жа­щую веч­ные цен­но­ст­ные эле­мен­ты всех ре­ли­гий и куль­тур. Осн. куль­ту­ро­ло­ги­че­ские идеи И. от­ра­же­ны в ра­бо­тах: «Ате­изм и ги­бель куль­ту­ры» (1929), «За­гад­ка жиз­ни и про­ис­хо­ж­де­ние жи­вых су­ществ» (1929), «Ре­ли­гия ре­во­лю­ции и ги­бель куль­ту­ры» (1987) и др.

И. – ав­тор сти­хов, 3 сим­фо­ний, 2 опер и не­сколь­ких ро­ман­сов, ли­те­ра­ту­ро­ведч. книг «Ар­фа ца­ря Да­ви­да в рус­ской по­эзии» (1960) и «Ар­фа Да­ви­да. Ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ские мо­ти­вы рус­ской ли­те­ра­ту­ры» (1980), в ко­то­рых да­но бо­го­слов­ское ос­мыс­ле­ние ду­хов­ных ис­ка­ний в рус. лит-ре 18–19 вв. Не­опуб­ли­ко­ван­ны­ми ос­та­лись гл. труд И. «Об­щая мор­фо­ло­гия» – свое­об­раз­ный син­тез бо­го­сло­вия и фи­ло­со­фии, а так­же ра­бо­ты по ис­то­рии фи­ло­со­фии, нау­ко­ве­де­нию и му­зы­ко­ве­де­нию.

Соч.: Преп. Се­ра­фим Са­ров­ский. Па­риж, 1925. М., 1996; За­пе­ча­тан­ный гроб. Пас­ха не­тле­ния. Па­риж, 1926. Клин, 2001; Все­нощ­ное бде­ние. Па­риж, 1927; Шесть дней тво­ре­ний. Па­риж, 1930. Па­риж, 1991; Эс­се о рус­ской куль­ту­ре. СПб., 1997; Ми­ро­со­зер­ца­ние гра­фа Л. Н. Тол­сто­го. СПб., 2000.

Лит.: Кня­зев А., прот. В. Н. Иль­ин [Нек­ро­лог] // Вест­ник рус­ско­го хри­сти­ан­ско­го дви­же­ния. 1974. № 114; Брон­ни­ко­ва Е. В. К ис­то­рии взаи­мо­от­но­ше­ний В. Н. Иль­и­на и Н. А. Бер­дяе­ва // Зна­мя. 1997. № 3; Рус­ское за­ру­бе­жье. Зо­ло­тая кни­га эмиг­ра­ции. Пер­вая треть ХХ ве­ка. Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский био­гра­фи­че­ский сло­варь. М., 1997.

Вернуться к началу