ИЛЬИ́Н ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИЛЬИ́Н Владимир Николаевич [1891 (в некоторых источниках, 1890), дер. Владовка Радомысльского у. Киевской губ. – 23.10.1974, Париж], рус. философ, богослов, культуролог, композитор, публицист.
Окончил физико-математический (1913), историко-филологич. и филос. ф-ты Киевского ун-та (1917), Киевскую консерваторию по классу композиции. Приват-доцент Киевского ун-та (1918–19). Зимой 1919 эмигрировал в Стамбул, где читал лекции по философии. С 1923 в Берлине. Окончил богословский ф-т Берлинского ун-та (1925). Проф. литургики, апологетики, психологии, ср.-век. философии в Православном Свято-Сергиевском богословском институте (Париж; 1925–41); лектор на съездах Рус. студенческого христианского движения (РСХД) в Париже. С 1949 проф. Рус. конс. в Париже, Православного ин-та Св. Дионисия. Доктор богословия (степень присуждена патриархом Московским и всея Руси Алексием I).
Сотрудничал с ж. «Путь» Н. А. Бердяева. Участвовал в евразийском движении рус. эмигрантской мысли. Вместе с П. Н. Савицким, Н. С. Трубецким, Г. В. Вернадским и др. публиковался в евразийских изданиях «Евразийская хроника» (1926–28), «Евразия» (1928–29). В 1929, несмотря на симпатии к евразийству, которое считал «универсальной» системой, основывавшейся на абсолютной онтологии положительного христианства, прекратил сотрудничество с газ. «Евразия», обвинив её в смешении добра и зла, выражающемся в лояльности к большевизму.
Испытал влияние С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского и Н. А. Бердяева. Трудом своей жизни И. считал филос. исследование «морфологии точного знания», «науки о форме», в т. ч. синтез метафизики свободы Бердяева и софиологии Булгакова. В филос.-публицистич. работах И. отстаивал резко контрреволюционные позиции, критиковал взгляды Бердяева как «марксистские». Революцию считал воплощением зла, не знающего своих грехов и Бога.
В философии культуры и культурологии испытал влияние О. Шпенглера. Решительно отвергая его релятивизм ценностей (поскольку это ведёт к признанию бессмысленности мирового процесса), И. следовал шпенглеровской концепции противопоставления культуры и цивилизации, полагая, что культура своим последним основанием имеет религию, а цивилизация, в лучшем случае, внерелигиозна. В своих работах И. указывал также на причины глубокого кризиса совр. ему культуры, которые он усматривал в разделении, утрате взаимопонимания, соборности, главенстве иерархич. принципа.
Как богослов, И. видел в христианстве религию, содержащую вечные ценностные элементы всех религий и культур. Осн. культурологические идеи И. отражены в работах: «Атеизм и гибель культуры» (1929), «Загадка жизни и происхождение живых существ» (1929), «Религия революции и гибель культуры» (1987) и др.
И. – автор стихов, 3 симфоний, 2 опер и нескольких романсов, литературоведч. книг «Арфа царя Давида в русской поэзии» (1960) и «Арфа Давида. Религиозно-философские мотивы русской литературы» (1980), в которых дано богословское осмысление духовных исканий в рус. лит-ре 18–19 вв. Неопубликованными остались гл. труд И. «Общая морфология» – своеобразный синтез богословия и философии, а также работы по истории философии, науковедению и музыковедению.