ДЖИ́НА МАХАВИ́РА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЖИ́НА МАХАВИ́РА (санскр. jina maha̅vīra – «победитель», «великий герой»), титулы Вардхаманы, 24-го тиртханкара (букв. – создатель переправы, спаситель мира), исторического основателя джайнизма (в отличие от мифич. 1-го тиртханкара Ришабхи, к которому возводят свою религию сами джайны).
Родился в семье кшатрия Сиддхартхи в г. Кундаграма гос-ва Вайшали (близ совр. г. Патна, штат Бихар). Согласно легендам, уже в лоне матери, кшатрийки Тришалы, Вардхамана соблюдал ахимсу (непричинение вреда, один из важнейших обетов джайнизма). Появление Вардхаманы на свет (30 марта 599 до н. э. по европ. летоисчислению) сопровождалось музыкой, цветочным дождём и ликованием обитателей небес. О детстве и отрочестве Вардхаманы в джайнской традиции почти ничего не сообщается. Согласно одной версии, достигнув совершеннолетия, Вардхамана женился на царевне Яшоде, которая родила ему дочь Приядаршану, и вёл жизнь домохозяина. Согласно др. версии, никогда не был женат и вёл суровую жизнь аскета. После смерти родителей и с разрешения старшего брата Нандивардханы Вардхамана в 30 лет оставил дом и в течение 12 лет скитался по Индии. 6 лет он странствовал вместе с известным адживиком Маккхали Госалой (см. Адживика). Затем их пути разошлись, быв. товарищи по странствиям расстались врагами, т. к. каждый из них утверждал, что другой был его учеником, проявившим неблагодарность. Согласно преданию, на 10-й день луны месяца вайсакх (май – июнь 557 до н. э.) в местечке Амбхигриям, на берегу р. Риджупалика, Вардхамана достиг всеведения (кевала джняна) и стал Д. М. Побеждённые им в мировоззренч. диспуте 11 учёных брахманов (наиболее известные из них – Индрабхути Гаутама и Судхарман) стали его первыми учениками. Запись проповедей Д. М. составила впоследствии корпус джайнского канона (агама, или сиддханта). Со временем вокруг Д. М. сформировалась община, состоявшая, как гласит джайнская традиция, из 14 тыс. монахов, 36 тыс. монахинь, 159 тыс. мирян и 318 тыс. мирянок. Кончина Д. М. и его окончательное освобождение (нирвана) последовали на 72-м году жизни (в 527 до н. э.) в г. Пава, недалеко от Раджагрихи.