АДЖИ́ВИКА
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АДЖИ́ВИКА (от санскр. аджива – образ жизни, способ существования, профессия), одна из влиятельных антиведийских общин 5–6 вв. до н. э. – времени жизни Будды и Махавиры. По преданию, общину А. основал Маккхали Госала (cанскр. Маскарин Гошалипутра). К учителям А. причисляют также Пурану Кассапу и Пакуддху Каччану. Последователи Госалы ходили обнажёнными, жили на подаяние и верили в то, что посвящение в их общину – это знак последнего существования перед окончательным избавлением от перерождений – нирваной. Стремясь приблизиться к желанной цели, они изнуряли себя аскезой и голодом и часто умирали от истощения. Наибольшего влияния А. достигла при царе Ашоке в 3 в. до н. э., о чём свидетельствуют некоторые из его эдиктов. В Сев. Индии А. слилась с джайнизмом и сектами вишнуизма, в Юж. Индии продолжала существовать вплоть до 14 в. (на территории совр. штата Мизорам).
В буддийских (и отчасти джайнских) текстах – гл. источниках сведений об учителях А. – они осуждаются за аморализм и профанацию аскетизма (превращение его в способ зарабатывания на жизнь). Учителя А. отрицали моральную силу кармы и склонялись к фатализму. По Маккхали Госале, Вселенной управляют «необходимость» (нияти), «превращения (необходимости)» и «собственная природа» (свабхава). Действия человека не влияют на характер его будущего существования, оно само постепенно очищает всё живое – от Брахмана до былинки (доктрина сансара-шуддхи – очищение через перерождение). Каждое из населяющих космос существ перерождается в течение 8,4 млрд. махакальп (4,32 млн. человеческих лет), а по истечении этого периода достигает нирваны. Пурана Кассапа утверждает, что всё в мире совершается «без причин и без условий», в силу одной только «случайности». Лжец, убийца, прелюбодей не делают ничего дурного, равно как праведник, совершающий паломничество и раздающий милостыню, – ничего добродетельного, ибо действие не имеет моральной силы. Согласно Пакуддхе Каччане, семь элементов мира (земля, вода, ветер, огонь, радость, страдание и джива-душа) не возникают и не исчезают, не движутся, не претерпевают изменений, не взаимодействуют друг с другом. Поэтому нет ни познания, ни наставления, ни убийства («даже если кто-то острым мечом раскроит другому череп, он не лишит его жизни, поскольку меч лишь пройдёт через границы составляющих начал»). В классификации душ (семь типов), в космографии и в логике А. во многом близка джайнизму (некоторые ср.-век. инд. авторы и вслед за ними ряд совр. учёных считают А. одной из сект джайнизма). Среди мирян адживики славились как маги и предсказатели.