Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНДИВИДУА́ЛЬНАЯ ТЕО́РИЯ ПСИ́ХИКИ

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 223

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. М. Величковский

ИНДИВИДУА́ЛЬНАЯ ТЕО́РИЯ ПСИ́ХИКИ (англ. theory of mind, сокр. – ToM), пред­став­ле­ние ин­ди­ви­да о со­стоя­ни­ях пси­хи­ки (зна­ни­ях, на­ме­ре­ни­ях, эмо­ци­ях и т. д.) др. ин­ди­ви­дов. Спо­соб­ность к фор­ми­ро­ва­нию та­ко­го пред­став­ле­ния – одна из осн. пред­по­сы­лок реф­лек­сив­но­го соз­на­ния и слож­ных форм со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния. Тер­мин «И. т. п.» впер­вые пред­ло­жен в кон­тек­сте ан­тро­по­ло­гич. изу­че­ния ин­тел­лек­та шим­пан­зе (Pre­mack D. G., Woodruff G. Does the chimpanzee have a theory of mind? // Behavioral and Brain Sciences. 1978. Vol. 1. № 4), од­на­ко су­ще­ст­во­ва­ние И. т. п. у жи­вот­ных ос­та­ёт­ся пред­ме­том спо­ров и даль­ней­ших ис­сле­до­ва­ний. По­яв­ле­ние И. т. п. в раз­ви­тии ре­бён­ка обыч­но про­яв­ля­ет­ся в воз­рас­те 3–4 лет, по­сле воз­ник­но­ве­ния грам­ма­ти­че­ски пра­виль­ной ре­чи и др. по­зна­ват. спо­соб­но­стей. Ран­ни­ми ин­ди­ка­то­ра­ми про­цес­сов, ве­ду­щих к по­яв­ле­нию И. т. п., слу­жат ком­плекс ожив­ле­ния у мла­ден­ца при ви­де др. че­ло­ве­ка, кон­так­ты гла­за-в-гла­за, ими­та­ция на­блю­дае­мых дей­ст­вий, эм­па­тия к пси­хо­ло­гич. со­стоя­нию дру­го­го. Спо­соб­ность к по­ни­ма­нию и реа­ли­стич­но­му пред­став­ле­нию пси­хи­ки др. лю­дей ока­зы­ва­ет­ся из­би­ра­тель­но на­ру­шен­ной при ау­тиз­ме и ши­зоф­ре­нии. Про­во­дят­ся ин­тен­сив­ные меж­дис­ци­п­ли­нар­ные ис­сле­до­ва­ния ге­не­тич., пси­хо­ло­гич. и ней­ро­фи­зио­ло­гич. ме­ха­низ­мов, ле­жа­щих в ос­но­ве И. т. п. Со­глас­но дан­ным трёх­мер­но­го моз­го­во­го кар­ти­ро­ва­ния, в реа­ли­за­ции этой спо­соб­но­сти за­дей­ст­во­ва­ны пре­ж­де все­го выс­шие (пре­фрон­таль­ные и ви­соч­но-те­мен­ные) от­де­лы ко­ры моз­га.

Лит.: Baron-Cohen S. Mindblindness: an essay on autism and theory of mind. Camb., 1997; Ве­лич­ков­ский Б. М. Ког­ни­тив­ная нау­ка: ос­но­вы пси­хо­ло­гии по­зна­ния. М., 2006. Т. 1–2.

Вернуться к началу