Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АУТИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 497

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Г. Манелис, Б. В. Шостакович

АУТИ́ЗМ (от ау­то...), на­ру­ше­ние пси­хич. дея­тель­но­сти, глав­ным про­яв­ле­нием ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся от­сут­ст­вие или сни­же­ние по­треб­но­сти в об­ще­нии с ок­ру­жаю­щи­ми. Тер­мин был вве­дён Э. Блей­ле­ром в 1911 для обо­зна­че­ния от­ры­ва от ре­аль­но­сти и ухо­да в се­бя, ха­рак­тер­ных для па­ци­ен­тов, стра­даю­щих рас­строй­ства­ми лич­но­сти ши­зо­ид­но­го ти­па. В 1943 амер. пси­хи­атр Л. Кан­нер (Kanner) опи­сал «син­дром дет­ско­го А.» – осо­бое со­стоя­ние у де­тей, ха­рак­те­ри­зую­щее­ся са­мо­изо­ля­ци­ей, из­бе­га­ни­ем «глаз­но­го кон­так­та», не­по­ни­ма­ни­ем со­ци­аль­ной сто­ро­ны жиз­ни, за­держ­кой или от­сут­ст­ви­ем ре­чи и сте­рео­тип­ным по­ве­де­ни­ем. Об­ще­при­ня­той тео­рии А. до на­стоя­ще­го вре­ме­ни не су­ще­ст­ву­ет.

Ди­аг­но­стич. кри­те­рия­ми дет­ско­го А. яв­ля­ют­ся про­бле­мы с не­вер­баль­ной ком­му­ни­ка­ци­ей, не­спо­соб­ность ус­та­нав­ли­вать от­но­ше­ния со свер­ст­ни­ка­ми, от­сутст­вие же­ла­ния по­де­лить­ся сво­ей ра­до­стью или дос­ти­же­ния­ми с дру­ги­ми людь­ми, от­сут­ст­вие раз­но­об­раз­ных спон­тан­ных ро­ле­вых игр, ог­ра­ни­чен­ность ин­те­ре­сов, сле­до­ва­ние спе­ци­фич. ри­туа­лам, по­вы­шен­ное вни­ма­ние к час­тям пред­метов.

А. встре­ча­ет­ся у 4–5 из 10 тыс. де­тей. Маль­чи­ки стра­да­ют А. в 3–4 раза ча­ще, чем де­воч­ки. Уро­вень раз­ви­тия ког­ни­тив­ных, ре­че­вых и со­ци­аль­ных спо­соб­но­стей в зна­чит. сте­пе­ни варь­и­ру­ет у раз­ных боль­ных. Так, у 85% боль­ных А. свя­зан с ум­ст­вен­ной от­ста­ло­стью, в то вре­мя как 15% де­мон­ст­ри­ру­ют нор­маль­ный и да­же вы­со­кий уро­вень раз­ви­тия ин­тел­лек­та. Для боль­шин­ст­ва де­тей, стра­даю­щих А., ха­рак­тер­но от­ста­ва­ние в ре­че­вом раз­ви­тии, ко­то­рое мо­жет про­яв­лять­ся в ви­де му­тиз­ма (пол­ная не­спо­соб­ность го­во­рить), эхо­ла­лий (по­вто­ре­ние ус­лы­шан­но­го, «по­пу­гай­ная речь»), ре­вер­сии лич­ных ме­сто­име­ний, не­аде­к­ват­но­го ис­поль­зо­ва­ния ре­чи в со­ци­аль­ном кон­тек­сте. В то же вре­мя часть де­тей с А. дос­ти­га­ет вы­со­ко­го уров­ня раз­ви­тия ре­чи.

Де­фи­цит со­ци­аль­ных на­вы­ков у де­тей с А. во мно­гом обу­слов­лен труд­но­стя­ми по­ни­ма­ния на­ме­ре­ний, же­ла­ний дру­гих лю­дей, т. е. та­ких пси­хич. со­сто­я­ний, ко­то­рые не име­ют от­чёт­ли­во­го внеш­не­го про­яв­ле­ния. Та­ко­го ро­да «пси­хич. сле­по­та» при­во­дит к не­воз­мож­но­сти по­ни­ма­ния и про­гно­зи­ро­ва­ния по­ве­де­ния лю­дей, что де­ла­ет этих боль­ных со­ци­аль­но бес­по­мощ­ны­ми.

Про­гноз по­след­ст­вий дет­ско­го А. за­ви­сит от уров­ня ин­тел­лек­ту­аль­но­го и ре­че­во­го раз­ви­тия, а так­же от сро­ков и ин­тен­сив­но­сти про­во­ди­мых ле­чеб­ных и кор­рек­ци­он­ных ме­ро­прия­тий. Раз­ра­бо­та­ны спец. про­грам­мы по­мо­щи ау­тич­ным де­тям, вклю­чаю­щие пси­хо­ло­гич., пе­да­го­гич., мед. ас­пек­ты, а так­же по­мощь ­семье.

Взрос­лые, стра­даю­щие А., од­но­слож­но от­ве­ча­ют на во­про­сы, пас­сив­ны, ма­ло­раз­го­вор­чи­вы, пред­по­чи­та­ют пре­бы­вать в оди­но­че­ст­ве. Мыш­ле­ние грё­зо­по­доб­ное, ко­гда ре­аль­ные пред­став­ле­ния за­ме­ня­ют­ся во­об­ра­жае­мы­ми, же­лае­мое при­ни­ма­ет­ся за дей­ст­ви­тель­ное, все фан­та­зии ка­жут­ся дос­ти­жи­мы­ми. Ло­ги­ка по­строе­ния умо­зак­лю­че­ний иг­но­ри­ру­ет­ся. Ми­ми­ка боль­ных од­но­об­раз­ная, бес­стра­ст­ная, жес­ти­ку­ля­ция скуд­ная, речь ли­ше­на ин­то­на­ций, од­но­тон­ная, дви­же­ния пло­хо ко­ор­ди­ни­ро­ван­ные, уг­ло­ва­тые. А. у взрос­лых яв­ля­ет­ся од­ним из осн. при­зна­ков ши­зоф­ре­нии и рас­стройств лич­но­сти ши­зо­ид­но­го ти­па.

Лит.: Handbook of autism and pervasive de­ve­lopmental disorders / Ed. by D. J. Cohen, F. R. Volkmar. 2nd ed. N. Y., 1997; Ба­ши­на В. М. Ау­тизм в дет­ст­ве. М., 1999.

Вернуться к началу