АУТИ́ЗМ
-
Рубрика: Психология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АУТИ́ЗМ (от ауто...), нарушение психич. деятельности, главным проявлением которого является отсутствие или снижение потребности в общении с окружающими. Термин был введён Э. Блейлером в 1911 для обозначения отрыва от реальности и ухода в себя, характерных для пациентов, страдающих расстройствами личности шизоидного типа. В 1943 амер. психиатр Л. Каннер (Kanner) описал «синдром детского А.» – особое состояние у детей, характеризующееся самоизоляцией, избеганием «глазного контакта», непониманием социальной стороны жизни, задержкой или отсутствием речи и стереотипным поведением. Общепринятой теории А. до настоящего времени не существует.
Диагностич. критериями детского А. являются проблемы с невербальной коммуникацией, неспособность устанавливать отношения со сверстниками, отсутствие желания поделиться своей радостью или достижениями с другими людьми, отсутствие разнообразных спонтанных ролевых игр, ограниченность интересов, следование специфич. ритуалам, повышенное внимание к частям предметов.
А. встречается у 4–5 из 10 тыс. детей. Мальчики страдают А. в 3–4 раза чаще, чем девочки. Уровень развития когнитивных, речевых и социальных способностей в значит. степени варьирует у разных больных. Так, у 85% больных А. связан с умственной отсталостью, в то время как 15% демонстрируют нормальный и даже высокий уровень развития интеллекта. Для большинства детей, страдающих А., характерно отставание в речевом развитии, которое может проявляться в виде мутизма (полная неспособность говорить), эхолалий (повторение услышанного, «попугайная речь»), реверсии личных местоимений, неадекватного использования речи в социальном контексте. В то же время часть детей с А. достигает высокого уровня развития речи.
Дефицит социальных навыков у детей с А. во многом обусловлен трудностями понимания намерений, желаний других людей, т. е. таких психич. состояний, которые не имеют отчётливого внешнего проявления. Такого рода «психич. слепота» приводит к невозможности понимания и прогнозирования поведения людей, что делает этих больных социально беспомощными.
Прогноз последствий детского А. зависит от уровня интеллектуального и речевого развития, а также от сроков и интенсивности проводимых лечебных и коррекционных мероприятий. Разработаны спец. программы помощи аутичным детям, включающие психологич., педагогич., мед. аспекты, а также помощь семье.
Взрослые, страдающие А., односложно отвечают на вопросы, пассивны, малоразговорчивы, предпочитают пребывать в одиночестве. Мышление грёзоподобное, когда реальные представления заменяются воображаемыми, желаемое принимается за действительное, все фантазии кажутся достижимыми. Логика построения умозаключений игнорируется. Мимика больных однообразная, бесстрастная, жестикуляция скудная, речь лишена интонаций, однотонная, движения плохо координированные, угловатые. А. у взрослых является одним из осн. признаков шизофрении и расстройств личности шизоидного типа.