Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БИХЕВИОРА́ЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИ́Я

  • рубрика

    Рубрика: Психология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 566

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Константинов

БИХЕВИОРА́ЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИ́Я (от англ. behavio[u]r – по­ве­де­ние), на­прав­ле­ние в пси­хо­те­ра­пии, воз­ник­шее в 1950-х гг. под влия­ни­ем би­хе­вио­риз­ма. Б. п. ра­бо­та­ет с по­ве­де­ни­ем, а не с внут­рен­ним ми­ром че­ло­ве­ка и от­но­сит­ся к крат­ко­сроч­ным ме­то­дам пси­хо­те­ра­пии, ори­ен­ти­ро­ван­ным на ре­ше­ние кон­крет­ной про­бле­мы; её цель – нау­чить кли­ен­та эф­фек­тив­но дей­ст­во­вать. Пер­во­на­чаль­но про­цесс нау­че­ния в Б. п. по­ни­мал­ся как обу­слов­ли­ва­ние. Так, «авер­сив­ная те­ра­пия» при ле­че­нии ал­ко­го­лиз­ма ос­но­ва­на на об­ра­зо­ва­нии ус­лов­но-реф­лек­тор­ной свя­зи ме­ж­ду не­при­ят­ным сти­му­лом (пре­па­рат, вы­зы­ваю­щий тош­но­ту) и ал­ко­го­лем, ко­то­рый мно­го­крат­но упот­реб­ля­ют с этим пре­па­ра­том.

В 1960-х гг. на раз­ви­тие Б. п. по­влия­ла со­ци­аль­но­го нау­че­ния тео­рия. А. Бан­ду­ра по­ка­зал, что на­блю­де­ние за мо­де­лью (ус­пеш­но дей­ст­вую­щим че­ло­ве­ком) по­зво­ля­ет фор­ми­ро­вать но­вые сте­рео­ти­пы по­ве­де­ния. От­ход от пер­во­на­чаль­ной па­ра­диг­мы Б. п. («сти­мул – ре­ак­ция») со­про­во­ж­дал­ся учё­том влия­ния пред­став­ле­ний, эмо­ций и со­ци­аль­но­го кон­тек­ста на по­ве­де­ние. Ин­те­гра­ция Б. п. с ме­то­да­ми воз­дей­ст­вия на ког­ни­тив­ные про­цес­сы (т. е. на убе­ж­де­ния, ус­та­нов­ки, оцен­ки, напр. на низ­кую са­мо­оцен­ку) при­ве­ла к воз­ник­но­ве­нию ког­ни­тив­но-по­ве­ден­че­ско­го на­прав­ле­ния в пси­хо­те­ра­пии – од­но­го из ве­ду­щих в пси­хо­те­ра­пии США, Гер­ма­нии и ря­де др. стран. Ак­цент на са­мо­кон­тро­ле и са­мо­ре­гу­ля­ции при­вёл Б. п. к по­ни­ма­нию то­го, что лич­ность – не пас­сив­ный про­дукт сре­ды, а ак­тив­ный уча­ст­ник сво­его раз­ви­тия. Напр., «ме­то­ди­ка са­мо­ин­ст­рук­ти­ро­ва­ния» вклю­ча­ет осоз­на­ние кли­ен­том сво­его при­выч­но­го хо­да мыс­лей в про­блем­ной си­туа­ции, а за­тем обу­че­ние его «про­грам­ми­ро­ва­нию» сво­его по­ве­де­ния – оцен­ке си­туа­ции и воз­мож­но­стей по её пре­об­ра­зо­ва­нию, фор­ми­ро­ва­нию пла­на дей­ст­вий для дос­ти­же­ния це­ли и т. п.

Раз­но­вид­но­стью Б. п. яв­ля­ет­ся по­ве­ден­че­ский тре­нинг с це­лью обу­че­ния при­спо­со­би­тель­ным уме­ни­ям (напр., тре­нинг уве­рен­но­сти в се­бе). Его осн. ме­то­ди­ка – ре­пе­ти­ция по­ве­де­ния, со­стоя­щая из ро­ле­во­го про­иг­ры­ва­ния про­блем­ных си­туа­ций.

Лит.: Фе­до­ров А. П. Ме­то­ды по­ве­ден­че­ской пси­хо­те­ра­пии. Л., 1987; Прай­ор К. Не ры­чи­те на со­ба­ку. М., 1995.

Вернуться к началу