Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОЦИА́ЛЬНОГО НАУЧЕ́НИЯ ТЕО́РИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 757

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Г. Стефаненко

СОЦИА́ЛЬНОГО НАУЧЕ́НИЯ ТЕО́РИЯ, ис­тол­ко­ва­ние про­цес­са ус­вое­ния ин­ди­ви­дом со­дер­жа­тель­ных ком­по­нен­тов по­ве­де­ния че­рез под­ра­жа­ние или на­блю­де­ние за по­ве­де­ни­ем др. лю­дей. Тер­мин вве­дён в ра­бо­тах амер. пси­хо­ло­гов Дж. Дол­лар­да и Н. Мил­ле­ра в 1940–50-х гг., в ко­то­рых с по­зи­ций би­хе­вио­риз­ма по­сту­ли­ро­ва­лись че­ты­ре осн. фак­то­ра вся­ко­го нау­че­ния: сти­мул, вклю­чаю­щий по­бу­ж­де­ние, и сиг­нал, ре­ак­ция и под­кре­п­ле­ние. В даль­ней­шем, в ра­бо­тах 1960–80-х гг. А. Бан­ду­ры, У. Ми­ше­ла, Дж. Рот­те­ра (США), ото­шед­ших от прин­ци­пов ра­ди­каль­но­го би­хе­вио­риз­ма, ак­цен­ти­ро­ва­лась по­сред­ст­вую­щая роль ког­ни­тив­ных про­цес­сов в из­ме­не­нии по­ве­де­ния. Под­чёр­ки­вая ак­тив­ность че­ло­ве­ка в про­цес­се нау­че­ния, Бан­ду­ра осо­бое ме­сто от­во­дит спо­соб­но­сти к са­мо­ре­гу­ля­ции и сим­во­лич. ре­пре­зен­та­ции со­бы­тий.

Лит.: Miller N. E., Dollard J. Social learning and imitation. New Haven; L., 1962; Rotter J. B. The development and application of social lear­ning theory. N. Y., 1982; Бан­ду­ра А. Тео­рия со­ци­аль­но­го нау­че­ния. СПб., 2000; Ан­д­рее­ва Г. М., Бо­го­мо­ло­ва Н. Н., Пет­ров­ская Л. А. За­ру­беж­ная со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия XX ве­ка: Тео­ре­ти­че­ские под­хо­ды. М., 2001.

Вернуться к началу