КИРА́ЛЬНОСТЬ
-
Рубрика: Физика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИРА́ЛЬНОСТЬ (от греч. χείρ – рука) в квантовой теории поля, характеристика объекта, у которого отсутствует зеркальная симметрия; объект обладает К., если при зеркальном отражении он не переходит сам в себя. К. может быть левой или правой. Напр., левая рука при зеркальном отражении переходит в правую, а не остаётся левой.
В квантовой теории поля (КТП) К. характеризует состояние частиц со спином, как фермионов, так и бозонов. Понятие К. близко понятию спиральности, но не тождественно ему. Свободные (невзаимодействующие) безмассовые частицы со спином обладают определённой спиральностью, т. е. проекцией спина частицы на направление её импульса. Если спин направлен по импульсу, говорят, что частица обладает правой спиральностью, если противоположно импульсу – левой.
В отличие от спиральности, К. характеризует состояние как свободных безмассовых частиц (в этом случае оба понятия совпадают), так и взаимодействующих массивных частиц, включая виртуальные частицы и соответствующие им квантовые поля. В частности, фермионы со спином 1/2 (к которым относятся лептоны и кварки) описываются в КТП четырёхкомпонентными спинорами Дирака, которые объединяют два двухкомпонентных спинора Вейля. Один из этих спиноров обладает левой К., а другой – правой. При переходе от одной системы отсчёта к другой (т. е. при Лоренца преобразованиях) правые спиноры преобразуются через правые, а левые спиноры – через левые. Только пространственная инверсия (зеркальное отражение) переводит левый спинор в правый и наоборот.
В стандартной модели слабых взаимодействий зеркальная симметрия явно нарушена, поскольку лептоны и кварки с левой К. взаимодействуют иначе, чем с правой К.: в частности, только лептоны и кварки с левой К. взаимодействуют с промежуточными векторными W±-бозонами. Это проявляется, напр., в нарушении пространственной чётности при бета-распаде элементарных частиц и ядер.
В теории сильного взаимодействия (см. Квантовая хромодинамика) кварки с левой и правой К. взаимодействуют с глюонами одинаково, так что сильное взаимодействие симметрично относительно зеркального отражения. Однако в квантовой хромодинамике (КХД) существует более общее понятие киральной симметрии, которая фактически оказывается спонтанно нарушенной. Дело в том, что кварки сохраняют свою К. при взаимодействиях, обусловленных обменом глюонов; при этом три сорта кварков (u, d, s) хотя и обладают некоторой «затравочной», или «тoковой», массой, но столь малой в масштабе сильных взаимодействий, что эти кварки в первом приближении можно считать безмассовыми. В безмассовом пределе, называемом киральным, u-, d- и s-кварки с левой К. не переходят в кварки с правой К. при взаимодействии; к тому же и те и другие полностью эквивалентны по отношению к взаимодействию с глюонами. Поэтому КХД обладает очень высокой симметрией, называемой киральной, относительно (9+9) независимых унитарных «вращений» u-, d- и s-кварков отдельно с левой и отдельно с правой К. Одним из следствий этой симметрии является либо нулевая масса у протона и нейтрона, либо существование дубликатов протонов и нейтронов с теми же массами, но противоположной пространственной чётностью. Ни то, ни другое даже отдалённо не выполняется в природе, поэтому приходят к выводу, что киральная симметрия сильных взаимодействий должна быть спонтанно нарушена, причём очень сильно. Механизм этого нарушения важен для объяснения существования массивных нуклонов и массивных ядер.
Даже если непрерывная симметрия спонтанно нарушена, следы от неё остаются: в частности, спонтанное нарушение сопровождается появлением безмассовых бозонных возбуждений (см. Голдстоуна теорема, голдстоуновские бозоны). В КХД эту роль выполняют лёгкие псевдоскалярные мезоны (π, K, η). Существование тяжёлого псевдоскалярного мезона η′, противоречащее теореме Голдстоуна, объяснил Г. ‘т Хофт (1976): благодаря аксиальной аномалии и возможности существования больших флуктуаций глюонного поля с нетривиальной топологией – инстантонов – симметрия относительно киральных преобразований нарушается в КХД явно, а не спонтанно, поэтому теорема Голдстоуна для η′-мезона неприменима.
Инстантоны позволяют понять, по крайней мере на качественном уровне, и микроскопич. механизм самогo спонтанного нарушения киральной симметрии. Инстантон действует на лёгкие кварки с разной К. неодинаково: кварки с правой К. «связываются» или локализуются инстантоном, а с левой – нет. Симметрия между правой и левой К. восстанавливается благодаря тому, что в вакууме с равной вероятностью происходят флуктуации в виде инстантонов и антиинстантонов, при этом левые и правые К. кварков меняются местами. Если в вакууме присутствует много инстантонов и антиинстантонов, кварки, взаимодействуя с ними, меняют К. много раз, фактически приобретая динамич. массу, что является признаком спонтанного нарушения киральной симметрии.
К. играет также важную роль в суперсимметричных моделях (см. Cуперсимметрия), в которых возникает понятие киральных супермультиплетов частиц, состоящих из фермионов и бозонов.