Ю́НГЕР ЭРНСТ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Ю́НГЕР (Jünger) Эрнст (29.3.1895, Гейдельберг – 17.2.1998, Ридлинген), нем. писатель и философ. Во время 1-й мировой войны в качестве офицера участвовал в сражениях на Сомме, при Камбре, во Фландрии, был много раз ранен; в 1918 в чине младшего лейтенанта удостоен высшей прусской награды – ордена «Pour le mérite» («За заслуги»). В 1919–23 офицер рейхсвера. В 1923–1925 изучал зоологию и философию в Лейпциге и Неаполе. С 1926 свободный писатель. После переезда в Берлин в 1927 – один из лидеров «консервативной революции», сближается с К. Шмиттом. В политической публицистике 2-й пол. 1920-х – нач. 1930-х гг. выступал против Веймарской республики с призывом к строительству «национального, социального, вооружённого и авторитарного» государства. После 1933 – во «внутренней эмиграции»; роман «На мраморных утёсах» («Auf den Marmorklippen», 1939, рус. пер. 2009) содержит в аллегорич. форме критику режима, основанного на насилии и терроре. В 1941–44 в вермахте в Париже при штабе команд. войсками во Франции; был близок офицерско-аристократич. кругам нем. сопротивления А. Гитлеру, работал над трактатом «Мир» («Der Friede», 1945) и дневниками («Излучения» – «Strahlungen», рус. пер. 2002). После снятия запрета на публикации в 1949 вёл активную писательскую деятельность до конца жизни. Премия им. Гёте (1982).
Определяющим для всего творчества Ю. явился опыт 1-й мировой войны, ознаменовавшей собой конец «бюргерской эпохи». В своих многочисл. эссе Ю. наподобие «сейсмографа» фиксировал радикальные изменения во всех сферах жизни. Ранние сочинения Ю. – «Роща 125» («Das Wäldchen 125», 1925), дневник «В стальных грозах» («In Stahlgewittern», 1920, рус. пер. 2000), «Огонь и кровь» («Feuer und Blut», 1925) – проникнуты героизацией позиционной войны и ницшеанским прославлением её стихийной жизненной силы. Первые попытки уйти от непосредственности фронтового опыта прослеживаются уже в эссе «Борьба как внутреннее переживание» («Der Kampf als inneres Erlebnis», 1922), где проводится феноменологич. анализ переживаний, характерных для войны («ужас», «эрос», «отвага», «страх» и т. д.), и в новелле «Лейтенант Штурм» («Sturm», 1925, рус. пер. 2010). В трёх наиболее значительных эссе 1930-х гг. – «Тотальная мобилизация» («Die totale Mobilmachung», 1931, рус. пер. 2000), «Рабочий. Господство и гештальт» («Der Arbeiter. Herrschaft und Gestalt», 1932, рус. пер. 2000), «О боли» («Über den Schmerz», 1934, рус. пер. 2000) – констатируется наступление нигилистич. «эпохи масс и машин» в планетарном масштабе. Под влиянием О. Шпенглера Ю. сосредоточивается на феномене технич. революции (автоматизация, урбанизация, ускорение жизни, совр. медиа) и её гл. фигуры («гештальта») – солдата-рабочего, который преодолевает нац. и гос. границы и, в отличие от индивидуалистич. идеологии «бюргера», стремится к тотальному господству над миром посредством техники.
В послевоенном эссе «Через линию» («Über die Linie», 1950, рус. пер. 2006), написанном по случаю 60-летия М. Хайдеггера, Ю. осмысляет совр. миссию художника как преодоление нигилизма, «пересечение линии» между исчезающим и становящимся. Утверждение новых ценностей связывается теперь не с функционером технич. мира (рабочим), а с «отд. человеком», обращённым к своей внутренней жизни. Возможность нового опыта нравственности и свободы, утрачиваемого в тотальном (технократич.) государстве, даёт противопоставляемый активизму «тотальной мобилизации» «лесной путь» («Der Waldgang», 1951) «странника»-поэта, обретающего в лесу, т. е. за пределами истории и идеологич. различий, мифич. «место слова», которое становится для него «творч. силой», «тождественной с бытием». В эссе «У стены времени» («An der Zeitmauer», 1959) Ю. развивает идею «нового метаисторич. деления времени», согласно которой на смену истории отд. людей, государств и наций приходит «история Земли».
Для Ю. характерны эксперименты с лит. формой: соединение элементов эпоса и монологич. рассказа в антиутопии «Гелиополис» («Heliopolis», 1949, рус. пер. 1992); стиль «магич. реализма» в произведениях «Сердце искателя приключений. Фигуры и каприччо» («Das abenteuerliche Herz», 1938, рус. пер. 2004) и «Стеклянные пчёлы» («Gläserne Bienen», 1957); в центре романа «Эвмесвиль» (1977, рус. пер. 2013), сочетающего повествование, психологич. наблюдения и афористич. высказывания, – фигура «анарха», суверенного индивида, способного устоять перед цивилизационными и природными катастрофами. Дневниковая проза позднего Ю. «Семьдесят минуло» («Siebzig verweht», Tl 1–5, 1980–97; рус. пер. 2011–15) объединяет центр. темы всего его творчества: преодоление нигилизма, переплетение мифа и истории, осмысление «автора и авторства» как воплощения «творческой силы Вселенной» и др.